К проблеме интерпретации хоровой музыки С. И. Танеева

Yulia M. Rogachyova

Аннотация


Статья посвящена вопросу интерпретации сочинений С. И. Танеева для хора без сопровождения в ракурсе про-
блематики музыкального времени. Отдельные произведения рассматриваются с точки зрения выявления в них
изобразительности и выразительности. Автор статьи считает, что хоровым сочинениям Танеева без сопровожде-
ния присуща не столько изобразительность сама по себе, сколько её своеобразная модификация, выраженная на
качественно новом уровне: данное явление предлагается условно назвать «обобщённой изобразительностью».
Далее в тексте статьи раскрывается это понятие и приводятся соответствующие примеры из хоровых сочинений
Танеева без сопровождения. Возможно, подобный подход поможет потенциальным интерпретаторам хоровых
произведений Танеева посмотреть на них по-новому и увидеть не просто «учёную», сложно написанную, фактур-
но перегруженную, – а подлинно гуманистичную, этически значимую, а главное – удивительно красивую музыку.

Ключевые слова: С. И. Танеев, хоры Танеева, хоровая музыка a cappella, интерпретация хоровой музыки,
изобразительность в музыке.


Полный текст:

PDF

Литература


Arkad’ev M. A. Vremennye struktury novoevropeyskoy muzyki. Opyt fenomenologicheskogo issledovaniya [The Temporal Structures of New European Music. An Experience of Phenomenological Research]. Second Edition, Revised and Supplemented. Moscow: Biblos, 1993. 186 p.

Asaf’ev B. V. Izbrannye trudy [Selected Works]. Volume 5. Moscow: Publishing House of the Academy of Sciences of the USSR, 1957. 386 p.

Ganenko N. S. Interpretatsiya khora «Razvalinu bashni, zhilishche oral» S. I. Taneeva: k probleme voploshcheniya avtorskogo zamysla [Interpretation of the Chorus “The Tower Ruins, the Dwelling of the Eagle” by S. I. Taneyev: Concerning the Issue of Realization of the Composer’s Intention] Muzykal’naya akademiya [Musical Academy]. 2014, No. 1, pp. 98–102.

Konen V. D. Teatr i simfoniya [The Theatre and the Symphony]. Second Edition. Moscow: Muzyka, 1974. 376 p.

Korabel’nikova L. S. Tvorchestvo S. I. Taneeva: istoriko-stilisticheskoe issledovanie [The Oeuvre of S. I. Taneyev: Historical and Stylistic Research]. Moscow: Muzyka, 1986. 296 p.

Popov V. S. Khorovoye tvorchestvo S. I. Taneeva [The Choral Music of Sergei Taneyev] Pamyati Sergeya Ivanovicha Taneeva [In Memory of Sergey Ivanovich Taneyev]. Edited by V. V. Protopopov. Moscow, 1947, pp. 137–144.

Protopopov V. V. O tematizme i melodike S. I. Taneeva [About the Thematicism and Melodicism of S. I. Taneyev’s Music]. Izbrannye issledovaniya i stat’i [Selected Research Works and Articles]. Moscow: Sovetskiy kompozitor, 1983, pp. 60–75.

Semenyuk V. O. Khorovaya faktura. Problemy ispolnitelstva [Choral Texture. Performance Issues]. Moscow: Kompozitor, 2008. 328 p.

Skrebkov S. S. Khudozhestvennye printsipy muzykal’nykh stiley [The Artistic Principles of Musical Styles]. Moscow: Muzyka, 1973. 448 p.

Tereshchenko V. P. Muzykal’naya allegoriya v khorovom tvorchestve S. I. Taneeva: dis. … kand. iskusstvovedeniya [Musical Allegory in the Choral Works of S. I. Taneyev: Thesis of Dissertation for the Degree of Candidate of Arts]. Moscow, 2015. 217 p.

Kholopova V. N. Muzykal’nyy ritm: ocherk [The Musical Rhythm: Essay]. Moscow: Muzyka, 1980. 72 p.

Zakher I. O. S. I. Taneev: k probleme muzykal’nogo myshleniya: ocherki [S. I. Taneyev: Concerning the Issue of Musical Thought. Essays]. Second Edition, Supplemented. Moscow: Moscow State P.I. Tchaikovsky Conservatory Press, 2003. 32 p.

Shteyner O. A. S. I. Taneev i Serebryanyy vek: dis. … kand. iskusstvovedeniya [S. I. Taneyev and the Silver Age: Thesis of Dissertation for the Degree of Candidate of Arts]. Moscow, 2007. 236 p.

Yavorsky B. L. Statyi, vospominaniya, perepiska [Articles, Memoirs, Correspondence]. Volume 1. Second Edition, Revised and Supplemented. Moscow: Sovetskiy kompozitor, 1972. 712 p.




DOI: http://dx.doi.org/10.17674/1997-0854.2016.3.080-084

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.