Детерминанты ценностной ориентации личности в коммуникативном пространстве музыкального искусства

Natalia Yu. Kireyeva

Аннотация


Современная социокультурная ситуация, имеющая значительные достижения в области высокоразвитых тех-
нологий и культурных ценностей, даёт человеку большие возможности для полноценного гармоничного су-
ществования. Однако такая общественная благополучность является лишь внешней оболочкой, под которой
скрывается глубокий духовный кризис общества. Это связано, прежде всего, с погружением в интеллектуаль-
ную сферу деятельности и отказом человека от своего интуитивного внутреннего начала, что в результате при-
водит к потере самого себя. Человек в таких условиях становится пассивным и закрытым, теряющим интерес
и способности к восприятию произведений музыкального искусства. Но именно художественное творчество
является средством раскрытия духовного потенциала человека, возвышающего его над миром практических
задач. Главным в работе становится определение личностных детерминант, являющихся основными направ-
ляющими мотивации получения эстетического опыта. Для исследования данной проблемы предлагается ис-
пользование авторского коммуникативно-аксиологического подхода, позволяющего определить ценностные
ориентиры человека в его творческой коммуникативной деятельности, которые формируются благодаря раз-
витию определённых способностей человека. В статье приводится классификация, включающая четыре типа
личности, имеющие различное соотношение развития интеллектуального и интуитивного начал (личность с
сильным проявлением интуиции и соответствующим развитием интеллекта, личность с сильным проявлением
интуиции и недостаточным развитием интеллекта, личность с сильно развитым интеллектом, но задавленной,
закрытой интуицией, личность с неразвитым интеллектом и закрытой интуицией). Данное исследование в све-
те становления новой антропологии Иного Мировоззрения открывает широкие возможности для улучшения
взаимодействия участников коммуникативной системы «искусство-общество».

Ключевые слова: искусство, коммуникативно-аксиологический подход, ценностная ориентация, развитие
личности, коммуникация, аксиология.


Полный текст:

PDF

Литература


Adorno T. V. Izbrannoe: sotsiologiya muzyki [Adorno T. V. Selected Writings: The Sociology of Music]. Moscow; St. Petersburg: Universitetskaya kniga, 1998. 445 p.

Vygotsky L. S. Psikhologiya iskusstva [The Psychology of Art]. St. Petersburg: Azbuka, 2016. 448 p.

Kireyeva N. Yu. Teatralizovannye formy realizatsii muzykal’nogo materiala: kommunikativnye aspekty [The Theatricalized Forms of Realization of Musical Material: Aspects of Communication]. Problemy muzykal’noj nauki [Music Scholarship]. 2014, No. 4 (17), pp. 122–127.

Kremlyov Yu. A. O meste muzyki sredi iskusstv [About the Place of Music among the Arts]. Moscow: Muzyka, 1966. 64 p.

Monro R. Okonchatel’noe puteshestvie [Monroe R. The Ultimate Journey]. Moscow: Sofiya, 2010, 320 p.

Reybruk M. Muzyka kak opyt: protsessual’nyy i ekologicheskiy podkhody [Reybrouck M. Music as Experience: Procedural and Ecological Approaches]. Problemy muzykal’noj nauki [Music Scholarship]. 2011. № 1, pp. 164–175.

Smirnov B. F. K probleme tipologii slushateley simfonicheskikh kontsertov [Towards the Issue of Typology of Listeners of Symphonic Concerts]. SOTsIS (Sotsiologicheskie issledovaniya) [Sociological Research (Socis)]. 2004, No. 10, pp. 86–89.

Sokhor A. N. Kompozitor i publika v sotsialisticheskom obshchestve [The Composer and the Audience in Socialist Society]. Muzyka v sotsialisticheskom obshchestve: sb. st. [Music in Socialist Society: Digest of Articles]. Compiled by A.A. Farbshteyn. Issue 2. Leningrad: Muzyka, 1975, pp. 5–20.

Sharkovskaya N. V. Formirovanie sotsial’no-kul’turnoy aktivnosti lichnosti v uchrezhdeniyakh kul’tury i obrazovaniya: strukturno-funktsional’nyy podkhod: avtoref. dis. … d-ra ped. nauk [The Formation of Social and Cultural Activity of a Personality in Institutions of Culture and Education: The Structural-Functional Approach: Thesis of Dissertation for the Degree of Doctor of Education]. Moscow, 2009. 48 p.

Yakupov A. N. Teoreticheskie problemy muzykal’noy kommunikatsii [Theoretical Issues of Musical Communication]. Moscow: Moscow State Conservatory; Magnitogorsk: Magnitogorsk State Musical Pedagogical Institute, 1994. 288 p.

Brindle R. S. The New Music: The Avant-garde since 1945. Second Edition. New York: Oxford University Press, 1987. 234 p.

Lewin D. Musical Form and Transformation: Four Analytic Essays. New York: Oxford University Press, 2007. 168 p.

Marschall B., Schulte C., Vorwalder S., Wagner F. (Hg.) (K)ein Ende der Kunst: Kritische Theorie, Ästhetik, Gesellschaft (Kritische Kulturstudien) [(No) End of Art: Critical Theory, Aesthetics, and Society (Critical Cultural Studies)]. Berlin u.a.: LIT, 2014. 256 p.

Palme P. Ware werden und werdende Ware. Cyborgs und Akkumulation [Goods and More Goods. Cyborgs and Accumulation]. SYN künstlich. Ambivalenzen des Artefakts [SYN Art. Ambivalences of Artifacts]. 2015, No. 11, pp. 25–34.

Straberger M. Kunst und Kultur ist uns im wahrsten Sinne des Wortes heilig [The Arts and Culture to Us Are Sacred in the Truest Sense of Words]. SYN obszön. Variationen des Erregenden [SYN Obscene. Variations of the Excitatory]. 2014, No. 09, pp. 47–57.




DOI: http://dx.doi.org/10.17674/1997-0854.2016.3.044-049

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.