Веха символистской музыки. Многоаспектный анализ Сонаты-баллады ор. 27 Николая Метнера

Wendelin Bitzan

Аннотация


Соната-баллада оp. 27 Николая Метнера является циклическим трёхчастным сочинением, содержащим музыку от-
дельно опубликованной баллады в виде её первой части. Утончённая структура Сонаты обогащена некоторыми
внутритекстовыми повествовательными элементами, содержащими мотивные отсылки к другим произведениям
композитора. Помимо того, она несёт усиленный религиозный подтекст, исходящий из стихотворения Афанасия
Фета, тесно связанного с исходным замыслом сочинения. В статье вначале исследуется музыкальный текст Сонаты,
затем рассматриваются отмеченные семантические отсылки по ходу дальнейшего анализа. Автор приходит к за-
ключению, что Соната-баллада Метнера является уникальным произведением символистского искусства, в котором
раскрываются самые личные из эстетических позиций автора, обращённые к слушателю.

Ключевые слова: соната, баллада, Метнер, Фет, Пушкин, циклическая форма, музыкальная семантика, гер-
меневтика, символизм, повествовательность, духовность, самоцитирование, муза, искушение.


Полный текст:

PDF (English)

Литература


Alekseyev, Aleksandr Dmitrievich (1969): Russkaya fortepiannaya muzyka. Konets XIX – nachalo XX veka [Russian Piano Music. End of the 19th – Early 20th Century]. Moscow: Nauka; transl. into German by Ernst Kuhn in: idem (ed.), Einführung in die Klaviermusik von Nikolai Medtner [Introduction to the Piano Music of Nikolai Medtner], Berlin 2008: Kuhn, pp. 47–116.

Boyd, Malcolm (1980): «Medtner and the Muse,» in: The Musical Times, Vol. 121, pp. 22–25.

Dolinskaya, Elena Borisovna (2013): Nikolay Metner [Nikolai Medtner], Moscow: Yurgenson. 328 р.

Flamm, Christoph (1995): Der russische Komponist Nikolaj Medtner [The Russian Composer Nikolai Medtner], Berlin: Kuhn.

Kalendarev, Natalya (2005): Medtner – His Beliefs, Influences and Work, Diss.: University of Washington.

Malikova, T. (1967): «Svoeobraznye cherty garmonii Metnera,» [Original Traits in Medtner’s Harmonies] in: Tyulin, Yuriy Nikolayevich (ed.): Teoreticheskie problemy muzyki XX veka: sb. st. [Theoretical Issues of 20th Century Music: a Compilation of Articles], Vol. 1, Moscow: Muzyka, pp. 280–305.

Martyn, Barrie (1995): Nicolas Medtner. His Life and Music, Aldershot / Brookfield: Scolar Press.

Moskalets, Yuliya Vladimirovna (2004): Russkaya fortepiannaya sonata rubezha XIX–XX stoletiy v atmosfere khudozhestvennykh iskaniy epokhi [The Russian Piano Sonata at the Turn of the 19th and 20th Centuries in the Atmosphere of the Artistic Quest of the Epoch], Diss.: Gnesin Academy Moscow.

Pinsonneault, Bernard (1956): Nicolas Medtner, pianiste, compositeur [Nicolas Medtner, Pianist, Composer], Montréal: Beauchemin.

Plaistow, Stephen (1976): liner notes to Malcolm Binns’ recording of Medtner’s Op. 27 and Op. 53 / 2, Pembury: Pearl (LP No. SHE 535).

Podporinova, Ekaterina Viktorovna (2007): Sonata v tvorchestve N. K. Metnera kak otrazhenie ideyno-khudozhestvennoy kontseptsii kompozitora [The Sonata in the Oeuvre of Nikolai Medtner as a Reflection of the Composer’s Ideal and Artistic Conception], Diss.: Charkov University of the Arts.

Swan, Alfred Julius (1967): «Das Leben Nikolai Medtners. Nach Unterlagen des Familienarchivs und unveröffentlichten Dokumenten,» [The Life of Nikolai Medtner. According to the Documents in the Family Archive and the Unpublished Documents] in: Die Musik des Ostens, Vol. 4, pp. 65–116.

Vasilyev, Panteleymon Ivanovich (1962): Fortepiannye sonaty Metnera [The Piano Sonatas of Medtner], Moscow: Muzgiz; transl. into German by Ernst Kuhn in: idem (ed.), Einführung in die Klaviermusik von Nikolai Medtner, Berlin 2008: Kuhn, pp. 117–160.




DOI: http://dx.doi.org/10.17674/1997-0854.2016.3.006-014

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.