«Ночной зефир» А. С. Пушкина: поэтический образ в романсах русских композиторов

Vitaliy A. Shuranov, Inessa N. Mikhalyova

Аннотация


Об удивительной музыкальности стихотворения «Ночной зефир» А. С. Пушкина писали не раз. В критических
отзывах, начиная с XIX столетия, основное внимание обращали на насыщенный звуками внешний образный
ряд и поэтические средства «инструментовки» стиха (ритмика, фоника). Однако привычные музыкально-поэ-
тические приёмы Пушкиным усилены ещё и специфическими элементами музыкального языка – жанровыми,
композиционными, исполнительскими. Как итог углубилась символическая многозначность стихотворения,
собрался ёмкий художественный смысл.
Не случайна популярность «Ночного зефира» у композиторов. Известны около сорока музыкальных обра-
щений к тексту стихотворения. В статье рассматриваются романсы М. Глинки, А. Даргомыжского и Н. Метнера,
где обнаруживается особая чуткость к глубинной философской символике Пушкина. Три русских композитора
в своих сочинениях вступают в художественно-смысловой диалог с поэтом, откликаясь на его музыкально-
языковые, а через них – возвышенно-смысловые символизации. Анализ поэтического и музыкального текстов,
данный в статье, нацелен на теоретическое и музыкально-исполнительское осмысление сложной задачи, кото-
рую взяли на себя великие русские композиторы: не утратить поэтической глубины, раскрыть дополнительные
грани смысла при создании романса как новой художественной реальности.

Ключевые слова. «Ночной зефир» А. С. Пушкина, романсы, поэтический текст, музыкальный текст, музы-
кальное содержание, М. Глинка, А. Даргомыжский, Н. Метнер.


Полный текст:

PDF

Литература


Belinsky V. G. Polnoe sobranie sochineniy: v 13 t. [Complete Writings in 13 Volumes]. Volume 5. Moscow: Publishing House of the Academy of Sciences of the USSR, 1954. 856 p.

Ginzburg L. Ya. O lirike [Concerning Lyricism]. Moscow: Intrada, 1997. 408 p.

Zoltai D. Etos i affekt. Istoriya filosofskoy muzykal'noy estetiki ot zarozhdeniya do Gegelya [Ethos and Affect. A History of Philosophical Aesthetics of Music from their Origin to Hegel]. Moscow: Progress, 1977. 371 p.

Karulina Z. V. Fonetika i khudozhestvennyy obraz v vokal'nom iskusstve [Phonetics and the Artistic Image in the Art of Vocalism]. Muzykal'naya akademiya [Musical Academy]. 2014, No. 3, pp. 174–179.

Martynov V. I. Istoriya bogosluzhebnogo peniya: ucheb. posobie [The History of Liturgical Singing: Tutorial]. Moscow: Editing and Publishing Department of the Federal Archives; Russkie ogni, 1994. 240 p.

Nikolay Kuzansky. Ob iskanii Boga [About the Search for God]. Soch.: v 2 t. [Nicholas of Cusa. Works in 2 Volumes]. Volume 1. Moscow, 1979, pp. 288–303.

Skurko E. R. Muzyka N. K. Metnera v otsenkakh sovremennikov (po materialam periodicheskoy pechati 1900–1920-kh godov) [The Music of Nikolai Medtner in the Evaluations of his Contemporaries (Based on the Materials of Periodical Press from the 1900s to the 1920s)]. Muzykal'naya akademiya [Musical Academy]. 2015, No. 3, pp. 141–146.

Shlifshteyn N. C. Perechityvaya Pushkina [Upon Rereading Pushkin]. Muzykal'naya akademiya [Musical Academy]. 2015, No. 3, pp. 41–42.




DOI: http://dx.doi.org/10.17674/1997-0854.2016.2.108-115

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.