Ритмические структуры в сериальной музыке: к вопросу о типологии и систематике

Ekaterina G. Okuneva

Аннотация


Выдвижение категорий времени и ритма на первый план
внесло глубокие преобразования в сферу музыкальной ком-
позиции ХХ века. Одной из областей, воплотивших концеп-
цию нового времени, стала сериальная музыка. В статье рас-
сматриваются принципы организации ритмических структур
в сериальной музыке, предлагается их классификация. Среди
основных типов ритмического структурирования выделяют-
ся ряды длительностей и ряды ритмических ячеек (фигур).
Беря за основу систематизации различные критерии (тип рит-
мической единицы, степень дифференциации), автор подраз-
деляет ряды длительностей на регулярные, нерегулярные, по-
лурегулярные, а также моноформантные и полиформантные.
Все виды ритмических структур иллюстрируются примерами
из сочинений Мессиана, Булеза, Бэббитта, Ноно. В результа-
те исследования автор приходит к выводу, что поиски ком-
позиторов-сериалистов были направлены на проблемы вну-
треннего устройства времени и способствовали осознанию
многослойности и многомерности музыкально-временны́х
процессов.

Ключевые слова: сериальная техника, ритмические
структуры, О. Мессиан, П. Булез, М. Бэббитт, Л. Ноно

Полный текст:

PDF

Литература


Okuneva E. G. “Romanticheskiy” serialism (Sonata dlya fortepiano Zhana Barrake) [“Romantic” Serialism (Sonata for Piano by Jean Barraqué)]. Problemy muzykal’noy nauki [Music Scholarship]. 2013, No. 2 (13), pp. 119–124.

Petruseva N. A. P’er Bulez. Estetika i tekhnika muzykal’noy kompozitsii: issledovanie [Pierre Boulez. The Aesthetics and Techniques of Musical Composition]. Moscow; Perm’: Real, 2002. 352 p.

Spasov B., Kholopova V. N. Ritmicheskie progressii i serii [Rhythmic Progressions and Series]. Problemy muzykal’nogo ritma: sb. st. [Issues of Musical Rhythm: Collection of Articles]. Мoscow: Muzyka Press, 1978, pp. 261‒293.

Tsenova V. S. Chislovye tayny muzyki Sofii Gubaydulinoy [The Numerical Mysteries of the Music of Sofia Gubaidulina]. Мoscow: Moskovskaya konservatoriya, 2000. 200 p.

Decroupet P. Renverser la vapeur…: Zu Musikdenken und Kompositionen von Boulez in den fünfziger Jahren. Musik-konzepte. Die Reihe über Komponisten. Heft 89/90. Pierre Boulez. München: Edition Text + Kritik, 1995, s. 112–131.

Delaere M. Auf der Suche nach serieller Stimmigkeit: Goeyvaerts’ Weg zur Komposition Nr. 2. Die Anfänge der seriellen Musik. Ed. by Orm Finnendahl. Berlin: Wolke Verlag, 1999, s. 13–36. (Kontexte: Beiträge zur zeitgenössischen Musik 1).

Dibelius U. Moderne Musik 1945–1965. Voraussetzungen. Verlauf. Material. München: R. Riper & CO Verlag, 1966. 392 s.

Mead A. An Introduction to the Music of Milton Babbitt. Princeton: Princeton UP, 1994. 334 p.

Sabbe H. Die Einheit der Stockhausen-Zeit... : Neue Erkenntnismöglichkeiten der seriellen Entwicklung anhand des frühen Wirkens von Stockhausen und Goeyvaerts. Dargestellt aufgrund der Briefe Stockhausens an Goevaerts. Musik-Konzepte 19: Karlheinz Stockhausen: ...wie die Zeit verging... München: Edition Text + Kritik, 1981, s. 5–96.

Schaller E. Klang und Zahl: Luigi Nono: serielles Komponieren zwischen 1955 und 1959. Saarbrücken: Pfau, 1997, 305 s.




DOI: http://dx.doi.org/10.17674/1997-0854.2015.1.18.095-102

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.