О некоторых принципах музыкального формообразования в постановках танца постмодерн

Elena V. Kiseyeva

Аннотация


Статья посвящена проблемам формообразования в музыкально-хореографических постановках танца постмодерн. Автор обозначает причины обращения композиторов Дж. Кейджа, М. Фелдмана, Э. Брауна, К. Вульфа, а также Л. Монт Янга, Д. Тюдора к алеаторическим формам в музыке для танцевальных перфомансов М. Каннингема, С. Форти, И. Райнер, Т. Браун, Л. Чайлдс и других. Автор статьи выдвигает и обосновывает предположение о том, что применение композиторами принципа индетерминизма и поиск новых законов формообразования в музыке для танца были связаны со спецификой хореографии, требующей новых структурных решений. В статье рассматриваются особенности воплощения в перфомансах определённых разновидностей алеаторных форм: мобильной – формы, предполагающей включение импровизационных фрагментов и, соответственно, варьирование общего времени звучания, но неизменной по диспозиции материала; модульной – формы, рассчитанной на произвольную последовательность частей и незакреплённой в тексте. Исследуются также принципы формообразования, основанные на импровизации исполнителя: музыкальная композиция рождается в результате коллективной импровизации, произведение не имеет чётко оформленных границ и структур, в нём отсутствуют привычные функциональные отношения. Вместо законченного опуса музыкально-хореографическое событие становится скорее длящимся процессом, действие в нём оказывается важнее результата.

Ключевые слова: танец постмодерн, музыкально-хореографический перфоманс, алеаторические формы


Полный текст:

PDF

Литература


Vysotskaya M. S. Muzyka XX veka: ot avangarda k postmodernu: ucheb. posobie [Music of the 20th Century: From the Avant-garde to the Postmodern]. Moscow: Moscow Conservatory, 2011. 440 p.

Kyuregyan T. S. Aleatorika (Glava XII) [The Aleatory Technique (Chapter 12)]. Teoriya sovremennoy kompozitsii [The Theory of Contemporary Compositions]. Ed. V. S. Tsenova. Moscow: Muzyka Press, 2005, pp. 412–430.

Pereverzeva M. V. Aleamaniya kompozitorov n’yu-yorkskoy shkoly [The Mania for Aleatory Writing among Composers of the New York School]. Izrail’ XXI: muzykal’nyy zhurnal [Israel XXI: Music Journal]. URL: http://www.21israel-music. com/Aleamania.htm (27.11.2014).

Pereverzeva M. V. Modul’naya forma v muzyke i metod ee analiza [Modular Form in Music and its Method of Analysis]. Zhurnal Obshchestva teorii muzyki [Journal of the Society for Music Theory]. 2013. № 1, pp. 152–178.

Pereverzeva M. V. Svobodnaya aleatorika i strogaya forma – dve veshchi nesovmestnye? [Free Aleatory Technique and Strict Form – Two Incompatible Elements?] Izrail’ XXI: muzykal’nyy zhurnal [Israel XXI: Music Journal]. URL: http://www.21israel-music.com/ Svobodnaya_aleatorika.htm (14.10.2014).

Surits E. Y. Balet i tanets v Amerike: ocherki istorii [Ballet and Dance in America: Historical Essays]. Ekaterinburg: Ural University, 2004. 392 p.

Tsenova V. S. O sovremennoy sistematike muzykal’nykh form [About Contemporary Classification of Musical Forms]. Laudamus. K 60-letiyu Yu. N. Kholopova [Laudamus. Towards the 60th Anniversary of Y. N. Kholopov]. Moscow, 1992, pp.107–113.

Essential Cowell: Selected Writings on Music. Edited by Dick Higgins. Kingston: McPherson, 2002. 347 р.




DOI: http://dx.doi.org/10.17674/1997-0854.2015.3.047-054

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.