Формирование основных принципов хорового письма Луиджи Ноно в сочинениях первой половины 1950-х годов

Alexander S. Ryzhinsky

Аннотация


Статья посвящена анализу ранних хоровых сочинений
Л. Ноно – выдающегося представителя итальянского музы-
кального авангарда. Исследуя фактурное и тембровое своеобразие
сочинений композитора, автор делает выводы о
специфике его раннего хорового стиля. Важнейшим из них
оказывается заключение о том, что истоки новаций вокаль-
ной музыки Ноно находятся в его первых хоровых опусах.
Затем они реализуются в поздних вокально-ансамблевых и
хоровых сочинениях. С 1951 по 1954 годы возникли произве-
дения, содержащие «в сжатом виде» информацию о дальней-
ших путях развития хорового творчества Л. Ноно. Отдельное
внимание уделяется обнаружению числовых закономерно-
стей серийной структуры пьесы «Liebeslied», посвящённой
Нурии Шёнберг – дочери изобретателя серийного метода
композиции Арнольда Шёнберга, супруги Ноно (с 1955 г.).

Ключевые слова: хоровая фактура, серийный метод, ан-
гажированная музыка, Sprechgesang, Klangfarbenmelodie, Лу-
иджи Ноно, Антон Веберн, Арнольд Шёнберг


Полный текст:

PDF

Литература


«A moglo byt’ inache…»: intervyu s L. Nono / per. M. Chistyakovoy [“It Could Have Been in a Different Way…”: An Interview with Luigi Nono. Translated by M. Chistyakova]. Slovo kompozitora (po materialam vtoroy poloviny XX veka) [The Words of the Composer (Based On Materials of the Second Half of the 20th Century. Collection of Works)]. Vol. 145. Moscow: Russian Gnesins’ Academy of Music, 2001, pp. 78–83.

Kirillina L. Luidzhi Nono [Luigi Nono]. XX vek. Zarubezhnaya muzyka: ocherki i dokumenty [20th Century. Music Outside of Russia: Sketches and Documents]. Vol. 2. Moscow: Muzyka Press, 1995, pp. 11–56.

Ryzhinskiy A. Horovaya muzyka Arnol'da Shyonberga [Choral Music by Arnold Schoenberg]. Moscow: Sputnik+ Press, 2010. 227 p.

Tarnopolsky V. Contrappunto dialettico [Dialectic Counterpoint]. Muzykalnaya akademiya [Musical Academy]. 1996, no. 1, pp. 44–47.

Chistyakova M. Luidzhi Nono: issledovanie kompozitsionnykh printsipov: dis. …kand. iskusstvovedenia [Luigi Nono: Research of the Principles of Composition: Dissertation for the Degree of Candidate of Arts]. Moscow, 2000. 256 p.

Danuser H. Die Musik des 20. Jahrhunderts. Neues Handbuch derMusikwissenschaft. Bd. 7 [The Music of the 20th Century. A New Manual of Musicology. Vol.7]. Laaber, 1984. 274 s.

Nono L. Texte. Studien zu seiner Musik [Texts. Studies of His Music]. Zurich-Freiburg: Atlantis, 1975. 478 s.

Stenzl J. Luigi Nono und Cesare Pavese [Luigi Nono and Cesare Pavese]. Uber Musik und Sprache. Veroffentlichungen des Instituts fur neue Musik und Musikerziehung Darmstadt. Band 14 [On Music and Discourse. [Publications of the Institute of New Music and Musical Education Darmstadt]. Vol.14. Mainz: B. Schott’s Sohne, 1974, pp. 93–119.

Stenzl J. Luigi Nono. Zurich: Rowolt, 1998. 160 p.

Stoianova I. Luigi Nonos Vokalwerke der funfziger und sechziger Jahre [Luigi Nono's Vocal Works of the 1950s and 1960s]. Die Musik Luigi Nonos. Studien zur Wertungsforschung. Band 24. [Luigi Nono’s Music. Studies of the Evaluation Research]. Vol. 24. Wien.Graz: Universal Edition, 1991, pp. 180–204.


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.