Сюита Д. Д. Шостаковича на стихи Микеланджело и русская философская мысль XX века

Anzhelika V. Shelomentseva

Аннотация


В статье в философском ракурсе рассматривается одно из по-
следних сочинений Дмитрия Шостаковича – Сюита на стихи
Микеланджело. Композитор осмысливает важнейшие жиз-
ненные универсалии: Истина, Любовь, Творчество, Смерть,
Бессмертие. Музыкальная трактовка понятий обнаруживает
связь мировоззренческих основ композитора и русских фи-
лософов. Интерпретация истины совмещает объективные и
субъективные качества и сближает её с важной для Шоста-
ковича категорией Совести. Хрупкий и отстранённый облик
лирических номеров приближает к пониманию Николаем
Бердяевым обречённости и беззащитности истинной Любви
на земле. Обозначенная русскими философами жертвенность
Творчества раскрывается в Сюите через интонации темы
креста и прелюдии b moll из I тома ХТК Баха. В последних
частях произведения, посвящённых Смерти и Бессмертию,
Шостакович раскрывает важную мысль, близкую Бердяеву и
Франку, о значительности и глубине акта Умирания. Смерть
становится и спасением-сном, и противодействием Злу (пас-
сакалия у Шостаковича), и необходимым условием прибли-
жения к Истине.

Ключевые слова: Дмитрий Шостакович, композиторы
России, музыка и философия, вокальная сюита


Полный текст:

PDF

Литература


Akopyan L. Dmitriy Shostakovich: opyt fenomenologii tvorchestva [Dmitri Shostakovich: An Experience of the Phenomenology of Creativity]. St. Petersburg: Dmitri Bulanin, 2004. 473 p.

Aranovskiy M. Veka svyazuyushchaya nit' (o syuite dlya basa i fortepiano «Sonety Mikelandzhelo Buonarotti» D. Shostakovicha) [Centuries Binding Thread (Suite for Bass and Piano “Sonnets of Michelangelo Buonarroti” by Shostakovich)]. Novaya zhizn' traditsiy v sovetskoy muzyke [New Life in Soviet Musical Traditions]. Moscow,1989, pp. 207–273.

Berdyaev N. Smysl tvorchestva. Opyt opravdaniya cheloveka [The Meaning of Creativity: The Experience of Vindicating the Human Being]. Moscow: Astrel Press, 2011. 668 p.

Vishev I. Problema zhizni, smerti i bessmertiya cheloveka v istorii russkoy filosofskoy mysli [The Problem of Life, Death and Immortality of Man in the History of Russian Philosophy]. Moscow: Akademicheskiy Proekt Press, 2005. 432 p.

Ilyin I. Pochemu my verim v Rossiyu [Why do We Believe in Russia]. Moscow: Eksmo Press, 2008. 912 p.

Kremer A. Vokal'nye tsikly D. Shostakovicha kak semiosfera poeticheskogo i muzykal'nogo tekstov: dis. … kandidata iskusstvovedeniya [Shostakovich’s Vocal Cycles as the Semiosphere of Poetic and Musical Texts: Dissertation for the Degree of Candidate of Arts]. Moscow, 2003. 434 p.

Losev A. Filosofiya. Mifologiya. Kul'tura [Philosophy. Mythology. Culture]. Moscow: Politizdat,1991. 525 p.

Masliy S. Syuita: semantiko-dramaturgicheskiy i istoricheskiy aspekty issledovaniya: dis. … kandidata iskusstvovedeniya [The Suite: The Semantic, Dramatic and Historical Aspects of Research: Dissertation for the Degree of Candidate of Arts]. Moscow, 2003. 170 p.

Savenko S. Slovo o pozdnem tvorchestve Shostakovicha [A Few Words on the Late Music of Shostakovich]. Muzykal'naya akademiya [Musical Academy]. 2006, no. 3, pp. 120–122.

Solov'ev S. Smysl lyubvi [The Meaning of Love]. Izbrannoe [Selected Works]. Moscow, 1990. 496 p.

Pis'ma Dmitriya Dmitrievicha Shostakovicha Borisu Tishchenko s kommentariyami i vospominaniyami adresata [Letters of Dmitri Shostakovich to Boris Tishchenko With Comments and Memories Towards the Addressee]. St. Petersburg: Kompozitor Press, 1997. 52 p.

Florenskiy P. Stolp i utverzhdenie istiny [The Pillar and the Assertion of Truth]. Vol. 1. Moscow: Pravda Press, 1990. 492 p.

Frank S. Nepostizhimoe. Ontologicheskoe vvedenie v filosofiyu religii [The Unfathomable. An Ontological Introduction to the Philosophy of Religion]. Moscow: Pravda Press, 1990. 608 p.


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.