Взаимодействие поэтического и музыкального текстов в жанре хоровой миниатюры (на примере хора «Весна» из цикла В. Ходоша «Времена года»)

Inna V. Grinchenko

Аннотация


В статье рассматривается хоровая миниатюра российского
композитора Виталия Ходоша для смешанного хора a cappella
на стихи Валерия Брюсова. Автор анализирует поэтический
источник и показывает пути его трансформации композито-
ром. Каждая музыкальная строфа характеризуется в аспек-
те взаимоотношений речевой и музыкальной интонации,
поэтического и музыкального ритма; сопряжение текстов
выявляется на синтаксическом, композиционном уровнях.
Музыкальный и поэтический тексты оказываются в слож-
ном переплетении, механизм взаимодействия предстаёт как
противоположно направленный. Музыкальный текст преодо-
левает конструктивную инерцию, образуя «встречное дви-
жение». Внутренняя вибрация придаёт особую выразитель-
ность жанру хоровой миниатюры.

Ключевые слова: Виталий Ходош, Валерий Брюсов,
хоры a cappella, музыкальная строфа, поэтическое слово и
музыка


Полный текст:

PDF

Литература


Aranovskiy A. M. Muzykal’nyy tekst. Struktura i svoystva [The Musical Text. Structure and Properties]. Moscow: Kompozitor Press, 1998. 341 p.

Asaf’ev B.V. Muzykal’naya forma kak protsess [Musical Form as a Process]. 2nd edition. Leningrad: Muzyka Press,1971. 376 p.

Bryusov V. Ya. Izbrannoe [Selected Poems and Writings]. Edited, with an Introduction and Annotations by A. Kozlovsky. Moscow: Pravda Press, 1982. 464 p.

Vasina-Grossman V. A. Muzyka i poeticheskoe slovo. Chast’ 2, 3 [Music and the Poetic Word. Part 2, 3]. Moscow: Muzyka Press, 1978. 365 p.

Dmitrevskaya K. N. Analiz khorovykh proizvedeniy [Analysis of Choral Compositions]. Moscow: Sovetskaya Rossiya Press, 1965. 170 p.


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.