Интонационная лексика бассо-остинатной темы и её преобразования в клавирных сочинениях эпохи барокко

Irina V. Alexeyeva

Аннотация


В статье публикуются результаты исследования смысловой
организации клавирного полифонического текста барокко.
Названная тематика освещается на материале клавирных
пассакалий, чакон, фолий и граундов западноевропейских
композиторов. Привлечена малоизученная неисполняемая в
России музыка конца XVI – начала XVIII века. В аналити-
ческий ракурс включены сочинения клавиристов: немецких
(И. С. Бах, Д. Букстехуде, И. Пахельбель, И.-К.Ф. Фишер,
Г. Муффат), французских (Л. Куперен, Ф. Куперен), англий-
ских (Г. Пёрселл, У. Бёрд, Д. Булл, Т. Томкинс и др.). Автор
выявляет семантические фигуры ладо-модального (catabasis,
anabasis) и пластического происхождения (ритмические фор-
мулы сарабанд, менуэта, дактилического шага и др.), исполь-
зуя новые дефиниции: «семантизация» и «десемантизация»,
«свёртывание и развёртывание», «контекстные регуляторы
смысла» (Л. Н. Шаймухаметова) и др. Исследуется и роль
линейной темы нижнего пласта бассо-остинатных жанров.
Художественные возможности клавирных пьес рассмотре-
ны сквозь призму взаимодействия с органной скрипичной и
ансамблевой музыкой. В статье показаны приёмы адаптации
мигрирующих формул к техническим, акустическим и выра-
зительным возможностям клавира. При этом продемонстри-
рован общий для инструментальной музыки процесс вызре-
вания гомофонного тематизма в недрах полифонического,
который в клавирной музыке происходит гораздо интенсив-
нее и мобильнее.

Ключевые слова: клавирная музыка, западноевропей-
ское барокко, бассо-остинато


Полный текст:

PDF

Литература


Alekseeva I. O formirovanii nizhnego tematicheskogo plasta v basso-ostinatnykh zhanrakh instrumental’noy muzyki barokko [On the Formation of the Lower Layer in the Baroque Basso Ostinato Instrumental Genres]. Iskusstvovedenie v kontekste drugikh nauk v Rossii i za rubezhom: paralleli i vzaimodeystviya: sbornik statey po materialam Mezhdunarodnoy nauch. konf. [Art Criticism in the Context of Other Disciplines in Russia and in Other Countries: Parallels and Interaction: Compilation of Articles from the International Research Conference]. Moscow: Nobel’-Press, 2013, pp. 9–17.

Almazov P. Lyutnya v tvorchestve I. S. Bakha kak akkompaniruyushchiy i sol’nyy instrument [The Lute in the Music of J.S. Bach as an Accompanying and Solo Instrument]. Iskusstvovedenie v kontekste drugikh nauk v Rossii I za rubezhom: paralleli i vzaimodeystviya: sbornik statey po materialam Mezhdunarodnoy nauch. konf. [Art Criticism in the Context of Other Disciplines in Russia and in Other Countries: Parallels and Interaction: Compilation of Articles from the International Research Conference]. Moscow: Nobel’ Press, 2013, pp. 21–30.

Maksimova A. Baletto Fabritsio Karozo i ego traktat “Blagorodstvo dam” (Nobilta di Dame) [Baletto by Fabrizio Caroso and his Treatise “Nobility of Ladies” (Nobilta di Dame)]. Starinnaya muzyka: Praktika. Aranzhirovka. Rekonstruktsiya: materialy nauch.-prakt. konf. MGK im. Chaykovskogo [Early Music: Practice. Arrangement. Reconstruction: Proceedings of the Conference at the Moscow State Conservatory. P.I. Tchaikovsky]. Moscow, 1999, pp. 58–69.

Nazaykinskiy E. Zvukovoy mir muzyki [The Sound World of Music]. Moscow: Muzyka Press, 1981. 254 p.

Oganova T. Angliyskaya verdzhinal’naya muzyka: problemy formirovaniya instrumental’nogo myshleniya: dis. … kand. iskusstvovedeniya [English Virginal Music: Problems of the Formation of Instrumental Musical Thinking: Dissertation for the Degree of Candidate of Arts]. Moscow, 1998. 238 p.

Sitdikova F. Skripichnyy tekst v sol’nykh i ansamblevykh sochineniyakh zapadnoevropeyskogo barokko: dis. … kand. iskusstvovedeniya [The Text of Violin Music in Solo and Ensemble Works of the Western European Baroque Style: Dissertation for the Degree of Candidate of Arts]. Magnitogorsk, 2013. 321 p.

Sysoeva A. Programmnost’ v instrumental’noy muzyke barokko: problemy tipologii natsional’nykh shkol: dis. … kand. iskusstvovedeniya [The Programmatic Element in Baroque Instrumental Music: Problems of Typology of National Schools: Dissertation for the Degree of Candidate of Arts]. Moscow, 1992. 243 p.

Shaymukhametova L. Migriruyushchaya intonatsionnaya formula i semanticheskiy kontekst muzykal’noy temy [The Migrating Intonation Formula and the Semantic Context of Musical Themes]. Gos. Institute iskusstvoznaniya [State Institute for Art Studies]. Moscow, 1999. 318 p.


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.