Трактовка виолончели в музыке Софии Губайдулиной в контексте основных новаций виолончельной техники второй половины XX века

Irina V. Shevtsova

Аннотация


Современная виолончельная техника сформировалась под
влиянием таких явлений XX века, как сериализм, сонорика,
микрохроматика, алеаторика, электронная музыка, инстру-
ментальный театр. С большими возможностями электронных
модификаций тембра, а также появлением двусмычковой тех-
ники исполнения связана тенденция современной музыки к
дегуманизации инструмента, то есть уходу от его одноголос-
ной кантиленной природы звукоизвлечения, от ассоциаций
его тембра с человеческим голосом.
Губайдулина активно использует в своей виолончель-
ной музыке большую часть новаций XX столетия, но при
этом важнейшей чертой инструмента для неё остаётся спо-
собность виолончели к воплощению образа личности, что
указывает на связь с классической трактовкой инструмента
XIX века. В результате неотъемлемой чертой творчества Гу-
байдулиной является установка на природную первичность
звука, использование его акустических закономерностей.
Эволюция образа главного героя, воплощенного в партии
виолончели, отражает изменения в мировоззрении компо-
зитора: если в ранних сочинениях главный герой предста-
ёт как носитель незыблемых духовных ценностей (пастор,
проповедник), то в произведениях более позднего периода
это обычный человек с присущими ему сомнениями и стра-
хами.

Ключевые слова: София Губайдулина, виолончельная
музыка, виолончельная техника, техника композиции


Полный текст:

PDF

Литература


Velikovskaya I. Sofiya Gubaidulina i Frantsisk Assizskiy: “Sonnengesang” [Sofia Gubaidulina and St. Francis of Assisi: “Sonnengesang”]. Khristianskie obrazy v iskusstve: sbornik trudov181 (3). Rossiyskaya akademiya muzyki im. Gnesinykh [Christian Images in Art. Proceedings 181 (3). The Gnessins’ Russian Academy of Music]. Moscow, 2011, pp. 249–258.

Gaidamovich T. Istoriya violonchel’nogo iskusstva: programma-konspekt [The History of the Art of the Cello: a Program-Compendium]. Moscow: Muzyka Press, 2006. 80 p.

Gubaidulina S. Puteshestvie v voobrazhaemom prostranstve [A Voyage within an Imaginary Space]. Vstrecha so studentami i prepodavatelyami Moskovskoy konservatorii. Material podgotovila A. Bondarenko [A Meeting with the Students and Faculty Members of the Moscow Conservatory. Material Prepared by A. Bondarenko]. Tribuna molodogo zhurnalista [Platform for the Young Journalist], 2011, no. 1, p. 2.

Petrov V. Instrumental’nyy teatr Mauritsio Kagelia [The Instrumental Theatre of Mauricio Kagel]. Iskusstvo i obrazovanie [Art and Education], 2011, no. 5, pp. 36–47.

Kholopova V. Sofiya Gubaydulina [Sofia Gubaidulina]. Monografiya. Interv’yu Entso Restan’o – Sofiya Gubaydulina [Monograph. Interviews of Enzo Restagno with Sofia Gubaidulina]. 3rd edition. Moscow: Kompozitor Press, 2011. 408 p.

Duffie B. Composer Sofia Gubaidulina. A conversation with Bruce Duffie. URL: http//www.bruceduffie.com/gubaidulina. html.

Uitti F.-M. The frontiers of technique. The Cambridge companion to the cello. Cambridge University Press, 2006, pp. 211–223.


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.