Творчество Сергея Параджанова в аспекте синестетичности (к вопросу о музыкально-художественном сознании режиссёра)

Polina S. Volkova

Аннотация


В статье речь идёт об изучаемом в русле музыкальной психологии феномене, благодаря которому осуществляется перевыражение информации, полученной посредством одного канала восприятия (например, визуального), в информацию, актуализируемую за счёт другого канала восприятия (например, аудиального). Используя методологию, вбирающую в себя биографический метод, метод сравнительного анализа, метод интерпретации и принцип интертекстуальности, автор статьи ставит перед собой цель обратить внимание исследователей, занимающихся вопросами синестетического анализа произведений разных видов искусства, на наиболее репрезентативные с этой точки зрения работы С. Параджанова. В их числе художественные фильмы «Цветок на камне», «Саят-Нова» («Цвет граната»), «Тени забытых предков», «Легенда о Сурамской крепости», «Ашик-Кериб». Выстраивая систему аргументации, автор статьи опирается как на высказывания самого режиссёра, так и на материалы, представленные в монографическом исследовании К. Церетели. Здесь же в одном ряду стоят написанные С. Параджановым сценарии к художественным и документальным фильмам, которые так никогда и не были сняты («Чудо в Оденсе» по мотивам сказок Г.-Х. Андерсена, Intermezzo по одноимённой новелле М. Коцюбинского, «Пектораль», «Демон», задуманный на основе поэмы М. Ю. Лермонтова), а также либретто к неосуществлённому балету «Мать». В центре отдельного внимания автора — новелла С. Параджанова «Лебединое озеро» и созданный на её материале одноимённый фильм Ю. Ильенко. Сравнительный анализ вербального первоисточника и его экранизации позволяет показать, каким образом осуществляется работа с доминантными для обоих произведений цветами — белым и чёрным. Их педалирование в пространстве вербального дискурса и экранного искусства видится автору своего рода эхом балета «Лебединое озеро», музыку к которому написал П. Чайковский.

Ключевые слова: С. Параджанов, синестетичность музыкально-художественного сознания, Ю. Ильенко, «Лебединое озеро», П. Чайковский, В. Балей

Полный текст:

PDF (English)

Литература


Kolyadenko N. P. Artistic Synesthesia and its Interpretations in Foreign and Domestic Science. Journal of Musical Science. 2021. Vol. 9, No. 1, pp. 119–128. (In Russ.) https://doi.org/10.24412/2308-1031-2021-1-119-128

Volkova P. S., Shakhovsky V. I. Spirituality in the Aspect of Art. Problemy muzykal'noi nauki / Music Scholarship. 2020. No. 4, pp. 187–198. (In Russ.) https://doi.org/10.33779/2587-6341.2020.4.187-198

Volkova P. S. Creativity as a Universal Phenomenon of Existence (About Olga Zhukova’s Authorial Conception). Problemy muzykal'noi nauki / Music Scholarship. 2024. No. 1, pp. 182–190. https://doi.org/10.56620/2782-3598.2024.1.182-190

Kolyadenko N. P., Loseva S. N. Manifestations of Synesthetic Musical Talent in the Work of M. Ciurlionis. Journal of Musical Science. 2020. Vol. 8, No. 1, pp. 99–106. (In Russ.) https://doi.org/10.24411/2308-1031-2020-10011

Grigoryev S., Saenko N., Volkova P., Goncharenko N. Natureza onírica e narrativa dos textos cinematográficos. Revista. EntreLínguas. 2022. Vol. 8, No. S1, pp. 022019. https://doi.org/10.29051/el.v8iesp.1.16930

Saenko S. R., Volkova P. S., Kortunov V. V., Pupysheva E. L. Spiritual Independence of an Artist’s Personality in Postmodernity. Utopia Y Praxis Latinoamericana. 2020. Vol. 25, No. Extra 7, pp. 62‒69. https://doi.org/10.5281/zenodo.4009598




DOI: http://dx.doi.org/10.56620/2782-3598.2024.2.211-222

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.