Музыка фильма и эстетика режиссёра: к методологии анализа кинотекстов

Yulia V. Mikheeva

Аннотация


В статье поднимается вопрос о необходимости применения специальных и индивидуализированных подходов в анализе музыки авторского кинематографа. Традиционно основное направление исследования киномузыки сводится к функционально- семантическому анализу кинопроизведений. Однако в картинах режиссёров-авторов музыка часто включается в полисемантическое художественное пространство кинотекста в широком смысле этого понятия как совокупности текста (сюжетный нарратив), контекста, подтекста, интертекста, метатекста кинопроизведения. Как правило, анализ музыки авторского фильма неотделим от визуальных образов и особенностей других элементов фонограммы (речь, шумы, звуковые эффекты, тишина). В этом контексте требуют разграничения понятия «киномузыка», «музыка фильма», «аудиовизуальное решение фильма». Предлагаемый подход, базирующийся на принципах режиссёрской эстетики, излагается на примере анализа музыки фильма Робера Брессона «Кроткая» (Une femme douce, 1969). Картина представляет особенный интерес тем, что в ней в полной мере, вплоть до декларативных высказываний с экрана, воплощены общие идеи Брессона относительно использования в кинофильме звука, в том числе музыки. В случае Брессона основополагающее значение имеют принципы феноменологической эстетики, воплощённые в творчестве режиссёра, особенно зрелого и позднего периодов. Однако общие подходы к анализу музыки в авторском кинематографе, предлагаемые в данной статье, могут быть экстраполированы и применены в исследовании творчества режиссёров, создававших кинопроизведения на основе других и самых различных эстетических принципов.

Ключевые слова: музыка фильма, аудиовизуальное решение фильма, экранный образ, киноэстетика, Робер Брессон, Фёдор Достоевский, экранизации повести «Кроткая»


Полный текст:

PDF (English)

Литература


Shak T. F. Muzyka v strukture mediateksta. Na materiale khudozhestvennogo i animatsionnogo kino [Music in the Structure of the Media Text. Based on the Material of Art and Animated Films]. St. Petersburg: Lan: Planeta muzyki, 2017. 384 p.

Shak T. F. About Timbre Techniques in Film Music V. Ovchinnikov. KANT: Social Sciences & Humanities. 2024. No. 1, pp. 120‒126. (In Russ.) https://doi.org/10.24923/2305-8757.2024-17.13

Kononenko N. Fil'm kak instrument muzykal'nogo mifotvorchestva. K istorii “muzykalistskogo” podkhoda v issledovaniyakh kinoiskusstva [Film as an Instrument of Musical Myth-making. To the History of “Musicalisme” in Film Studies]. Starye i novye media: formy, podkhody, tendentsii XXI veka [Old and New Media: Forms, Approaches, Trends of the 21st Century]. Moscow: Izdatel'skie resheniya, 2019, pp. 264–286.

Kononenko N. G. The Irony of Music Eventfullness in The Butterfly Hunt by O. Iosseliani. Art & Culture Studies. 2022. No. 4, pp. 428–457. (In Russ.) https://doi.org/10.51678/2226-0072-2022-4-428-457

Egorova T. K. Composers of the “Sixties” and Cinema: Results. Musicology. 2022. No. 3, pp. 12‒22. (In Russ.) https://doi.org/10.25791/musicology.3.2022.1239

Miroshkina A. F. A. Schnittke’s Film Music: Aspects of a Comprehensive Analysis. International Research Journal. 2023. No. 1. (In Russ.) https://doi.org/10.23670/IRJ.2023.127.102

Komarova A. A. Musical Quotation as a Semantic Factor in the Cinematic Texts of the 20th and 21st Centuries (by the Example of Johannes Brahms’ Rhapsody opus 79 No. 2). Problemy muzykal'noi nauki / Music Scholarship. 2020. No. 2, pp. 45–54. (In Russ.) https://doi.org/10.33779/2587-6341.2020.2.045-054

Sontag S. Spiritual Style in the Films of Robert Bresson. Against Interpretation and Other Essays. Moscow: Ad Marginem Press, 2014, pp. 190‒208. (In Russ.)

Schreder P. Transtsendental'nyi stil' v kino: Odzu, Bresson, Dreier (per. N. Tsyrkun) [Transcendental Style in Film: Ozu, Bresson, Dreyer (trans. by N. Tsyrkun)]. Kinovedcheskie zapiski [Film Studies Notes]. 1996/97. No. 32, pp. 182‒200.

Vinogradov V. V. Stilevye napravleniya frantsuzskogo kinematografa [Stylistic Directions of French Cinema]. Moscow: Kanon-plyus, 2010. 384 p.

Bresson R. Notes on Cinema. Rober Bresson. Materialy k retrospektive fil'mov. Dekabr' 1994 [Robert Bresson. Materials for the Film Retrospective. December 1994]. Moscow: Muzei kino, 1994, pp. 6‒43.

Bresson o Bressone [Bresson about Bresson]. Trans. S. Kozin. Moscow: Rosebud Publishing, 2017. 336 p.

Popov I. V. Interpretation Specifics of the Plot-Driven Imagery of Works from Russian Literature of the 19th Century in Robert Bresson’s Cinematographic Work. Human. Culture. Education. 2021. No. 4, pp. 126‒139. (In Russ.) https://doi.org/10.34130/2233-1277-2021-4-126

Rodin K. A. A Gentle Woman by Robert Bresson. ΠΡΑΞΗMA. Journal of Visual Semiotics. 2022. No. 2, pp. 190‒202. (In Russ.) https://doi.org/10.23951/2312-7899-2022-2-190-202




DOI: http://dx.doi.org/10.56620/2782-3598.2024.2.200-210

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.