Полифонические произведения в форме старинных танцев в условиях ансамблевого музицирования

Liudmila N. Shaymukhametova

Аннотация


Музыкальную культуру барокко отличает интерес к танцам, а также к ансамблевому музицированию, что нашло отражение в разножанровых клавирных пьесах. Танцы предполагали многократное переизложение первоначального клавирного эскиза для всевозможных инструментальных составов, соответствующих двум «сюжетам»: танцевальному и представляющему сцены музицирования. Возрождение ансамблевых форм бытового музицирования эпохи барокко становится актуальным в современном преподавании фортепианного ансамбля. Подобная практика адекватно отражает исполнительскую традицию ансамблевой культуры. В статье показаны примеры адаптации технологии развёртывания клавирного текста в quasi-оркестровую партитуру на основе репертуара начинающих пианистов из раздела программы «Полифонические произведения в форме старинных танцев». Партитурные признаки реализуются путём развёртывания в 4, 6, 8 рук, на двух роялях, в том числе с участием клавишного синтезатора. В процессе выполнения заданий формируется ряд уникальных и полезных для начинающего музыканта навыков освоения креативных форм работы с первоначальным авторским текстом.

Ключевые слова: начальное музыкальное образование, фортепианный ансамбль, старинные танцы, клавирная музыка барокко, клавишный синтезатор

Полный текст:

PDF (English)

Литература


Gordeyeva E. V. “The Ensemble of Performers” in the Textures of Clavier Compositions by J. S. Bach. ICONI. 2020. No. 1, pp. 24–29. (In Russ.) https://doi.org/10.33779/2658-4824.2020.1.024-029

Isupova T. S., Sakayeva E. G. From Organ to Piano: Pages of the History of “Instructive” Autor Collections. The Scientific Opinion. 2020. No. 7–8, pp. 100–104. (In Russ.) https://doi.org/10.25807/PBH.22224378.2020.7.8.100.104

Shaymukhametova L. N. Bach and Newton: Artistic Parallels (About the Creative Content of the Urtext of the Inventions and Sinfonias). Problemy muzykal'noi nauki / Music Scholarship. 2016. No. 3, pp. 15–20. https://doi.org/10.17674/1997-0854.2016.3.015-020

Morein X. N. Keyboard Urtext as the Ensemble Score in the Practice of Baroque. Problemy muzykal'noi nauki / Music Scholarship. 2012. No. 1, pp. 98–102. (In Russ.)

McKee E. Influences of the Early Eighteenth-Century Social Minuet on the Minuets from J. S. Bach’s French Suites, BWV 812-17. Music Analysis. 2003. Vol. 18, Issue 2, pp. 235–260. https://doi.org/10.1111/1468-2249.00092

Strohm R. Musical Migration in Renaissance and Baroque. Österreichische Musikzeitschrift. 2017. Vol. 72, Issue 2, pp. 6–10.

Gareeva M. A. Creative Work with Musical Text and its Reflection in the Minuets of the “Notebook for Maria Anna Mozart”. Musicology. 2017. No. 2, pp. 32–42. (In Russ.)

Love S. C. Historical Hypermetrical Hearing: Cycles and Schemas in the String-Quartet Minuet. Music Theory Online. 2015. Vol. 21, No. 3. https://doi.org/10.30535/mto.21.3.8




DOI: http://dx.doi.org/10.56620/2782-3598.2024.2.166-177

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.