О духовной музыке композиторов Гнесинского Дома

Natalia S. Gulyanitskaya

Аннотация


Автор статьи обозначает как специальную научную проблему изучение духовно-сакральной музыки композиторов Гнесинского Дома. Многообразные аспекты её решения потенциально включают исторические мотивы, тематику и жанры, содержание и форму, смысл и его выражение и др. Одним из основоположников современного духовно- музыкального творчества в России в постсоветский период следует считать Сергея Трубачёва (1919–1995), возглавлявшего в Государственном музыкально-педагогическом институте имени Гнесиных кафедру дирижирования. Рассматривая сравнительно недавно созданную духовную музыку композиторов Российской академии музыки имени Гнесиных — Кирилла Волкова, Алексея Ларина, Владимира Довганя, Андрея Микиты, Андрея Головина, Валерия Пьянкова, Валерия Кикты, автор отмечает, что в ней преобладают внелитургические жанры. Творческий подход авторов в сфере музыкально-сакрального пространства характеризуется в  статье  как  взаимодействие  классического  и  нонклассического,  традиционного и нетрадиционного начал. На примере духовных сочинений Кирилла Волкова, Владимира Довганя, Алексея Ларина и Андрея Микиты автор выявляет его конкретные черты: прежде всего, соединение канонических и светских текстов, традиционного письма и современной интонационности.

Ключевые слова: духовная музыка композиторов-гнесинцев, Сергей Трубачёв, Кирилл Волков, Владимир Довгань, Алексей Ларин, Андрей Микита


Полный текст:

PDF (English)

Литература


Volobuev N. Yu. Sonatas by K. Volkov for Piano No. 4 and 5: Issues of the Neo-folklore Interpretation of the Genre. Journal of Musical Science. Vol. 11, No. 1, pp. 70–79. (In Russ.) https://doi.org/10.24412/2308-1031-2023-1-70-79

Krasnikova T. N. Kirill Volkov Creativity in the Aspect of Interaction “Folklore and Style”. Scholarly Papers of the Gnesin Russian Academy of Music. 2023. No. 2, pp. 26–31 (In Russ.) https://doi.org/10.56620/2227-9997-2023-2-45-26-31

Makartseva E. V. Concerto for Viola Domra and Orni A. Larin. Scholarly Papers of Russian Gnesin Academy of Music. 2020. No. 3, pp. 83–91 (In Russ.) https://doi.org/10.56620/2227-9997-2023-2-45-26-31

Toryanik A. G. The Musical and Scenic Composition for the Reader and Russian Folk Orchestra of Alexey Larin Till Third Cockcrow: the Features of the Genre Embodiment. Tomsk State University Journal of Cultural Studies and Art History. 2018. No. 30, pp. 156‒164 (In Russ.) https://doi.org/10.17223/22220836/30/17

Skhaplok G. A. Musical Sound Recording in the Choral Works of V. Pyankov: Observation and Analysis. Musicology. 2024. No. 2, pp. 16‒21. (In Russ.) https://doi.org/10.25791/musicology.2.2024.1361

Aldakov I. A. “Epic Sound Patterns”: Sonata for Harp No. 2 by Valery Kikta in the Light of the Peculiarities of the Genre. Man and Culture. 2022. No. 3, pp. 1‒11. (In Russ. and Eng.) https://doi.org/10.25136/2409-8744.2022.3.38007




DOI: http://dx.doi.org/10.56620/2782-3598.2024.2.138-147

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.