Научная и научно-методическая деятельность Музыкально-педагогического института имени Гнесиных и политические события второй половины 1940-х годов

Tatiana I. Naumenko

Аннотация


В центре внимания статьи — история Гнесинского института, рассматриваемая в ракурсе политических событий второй половины 1940-х годов. Новый институт был основан в тяжёлое военное время (1944) и спустя несколько лет оказался в эпицентре разрушительной научно-культурной политики Советского Союза, ведшей борьбу с космополитизмом. Мишенью критики стала в первую очередь научно-методическая концепция института. Поскольку музыкальная наука к началу исследуемого периода обрела высокий социальный статус, музыковеды считались одной из самых влиятельных профессиональных групп. Автор статьи анализирует ряд архивных документов, в частности стенограмму Открытого заседания Художественного совета института, которое проводилось 9 и 10 марта 1949 года. Согласно данному источнику, критическим нападкам подверглись научные труды и учебники Тамары Ливановой, Валентина Фермана, Виктора Беркова, Валентины Конен, Анатолия Буцкого, Михаила Пекелиса. Анализ исторических материалов показывает, что администрация вуза стремилась отвести удар от института, а со стороны педагогического коллектива отмечалось противодействие партийным органам. Несмотря на требования руководителей партийной организации института, исследователи, работающие в вузе, не были лишены учёных степеней, не попали под запрет и критикуемые учебники. Всё же подвергнувшиеся публичной «чистке» музыковеды вынуждены были уехать из Москвы. Рассредоточившись по всей стране, они стали основоположниками региональных научных школ.

Ключевые слова: Государственный музыкально-педагогический институт имени Гнесиных, история российской музыкальной науки и образования, борьба с космополитизмом, идеологические кампании конца 1940-х, Валентина Конен, Тамара Ливанова, Михаил Пекелис

Полный текст:

PDF (English)

Литература


Naumenko T. I. The Academic Activities of the Gnesins’ State Musical-Pedagogical Institute During the First Ten Years of its Work. Problemy muzykal'noi nauki / Music Scholarship. 2024. No. 1, pp. 24–36. https://doi.org/10.56620/2782-3598.2024.1.024-036

Naumenko T. I. The Department of Music Theory of Moscow Conservatory: At the Origins of Theoretical Musicology (Based on Archives). Journal of Moscow Conservatory. 2020. Vol. 11, Issue 2, pp. 8–21. (In Russ.) https://doi.org/10.26176/mosconsv.2020.41.2.001

Naumenko T. I. Soviet Musicology: Pro et Contra. Work on Archival Materials from the Soviet Era. Problemy muzykal'noi nauki / Music Scholarship. 2022. No. 4, pp. 22–37. (In Russ.) https://doi.org/10.56620/2782-3598.2022.4.022-037

Vlasova E. S. 1948 god v sovetskoi muzyke. Dokumentirovannoe issledovanie [The Year 1948 in Soviet Music. Documented Research]. Moscow: Klassika-XXI, 2010. 455 p.

Vlasova E. S. Delo muzykovedov [The Case of Musicologists]. Sovremennoe muzykoznanie v mirovom nauchnom prostranstve: nauchnye trudy BGAM [Modern Musicology in the World Scientific Space: Scientific Works of the Belarusian State Academy of Music]. Minsk, 2010. Issue 23, pp. 278‒288.

Khait J. G. The Journal Sovetskaya Muzyka and the Antiformalist Campaign of 1948. Music Academy. 2023. No. 1, pp. 24–37. (In Russ.) https://doi.org/10.34690/287

Feinberg E. L. Zhizn' i sud'ba uchenogo [The Life and Fate of a Scientist]. Golos chelovecheskii: k stoletiyu so dnya rozhdeniya Valentiny Dzhozefovny Konen (1909–1991) [The Human Voice: to the Centenary of the Birth of Valentina Josefovna Konen (1909‒1991)]. Moscow: Moscow Conservatory, 2011, pp. 8‒38.

Naumenko T. I. The “Scholarly Map of Russia” as a Research Project: an Attempt of Systematization of Musicology. Contemporary Musicology. 2023. No. 1, pp. 56–71. (In Russ.) https://doi.org/10.56620/2587-9731-2023-1-056-071




DOI: http://dx.doi.org/10.56620/2782-3598.2024.2.111-121

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.