Венеция и опера в XVIII веке

Irina P. Susidko

Аннотация


Автор статьи оспаривает устоявшееся мнение, согласно которому великая традиция венецианской оперы XVII века утратила своё значение в европейском музыкальном театре столетие спустя. Подчёркивается авангардная роль оперы Венеции в первой половине XVIII века, обозначенная рядом явлений. К ним относятся: рождение героической оперы, плацдармом которой стал театр Сан Джованни Кризостомо; ставка на певцов-виртуозов, сделанная театром Сан Кассьяно; постановки комических интермеццо, инициированные театром Сан Кассьяно; создание жанра оперы buffa с участием великого венецианского комедиографа Карло Гольдони. Выделяется ряд причин, обусловивших ведущую роль Венеции в истории развития оперы. Они связываются с возникновением общедоступных музыкальных театров, ставших магнитом для широкой публики и обеспечивших расцвет театрального дела; с созданием специфической художественной среды, оказавшей влияние на декорационное искусство. Свой вклад в подготовку плодородной почвы для развития оперы в Венеции внесли театральность, определявшая образ жизни горожан и приезжих в период карнавала, а также венецианские академии, в стенах которых разворачивались диспуты об опере. Интенсивному развитию венецианского театра в XVIII веке способствовала и подготовка певцов, осваивавших новый стиль вокального исполнительства.

Ключевые слова: венецианская опера, итальянская опера в России, искусство сеттеченто, оперные либретто, общедоступный музыкальный театр, комические интермеццо

Полный текст:

PDF (English)

Литература


Teatral'naya zhizn' Rossii v epokhu Anny Ioannovny [The Theatrical Life of Russia in the Era of Anna Ioannovna]. Comp. by L. M. Starikova. Moscow: Radiks, 1995. 750 p.

Staffieri G. L’opera italiana. Dalle origini alle fiforme del secolo dei Lumi (1590–1790). Roma: Carocci editore, 2014. 447 p.

Einstein A. Motsart. Lichnost'. Tvorchestvo [Mozart. Personality. Creativity]. Moscow: Muzyka, 1977. 453 p.

Muratori L. O sovershenstve ital'yanskoi poezii [On the Perfection of Italian Poetry]. Muzykal'naya estetika Zapadnoi Evropy XVII–XVIII vekov [Musical Aesthetics of Western Europe of the 17th‒18th Centuries]. Moscow: Muzyka, 1971, pp. 95–105.

Susidko I. P. The First Italian Operas in Russia. Starinnaya muzyka [Early Music Quarterly]. 2012. No. 1‒2, pp. 2–5. (In Russ.)

Giust A. Observations on the Reception of Italian Opera Seria in Russia Between the Reigns of Anna Ioannovna and Catherine II. Вивлiоѳика. E-Journal of Eighteenth-Century Russian Studies. 2020. No. 8, pp. 27–53. (In Russ.)

Kim V. G. Musical Theater During the Reign of Anna Ioannovna (1730–1740): The Embodiment of Ambitious Plans and Aesthetic Preferences of the Empress. Philosophy and Culture. 2022. No. 2, pp. 35–46. (In Russ.) https://doi.org/10.7256/2454-0757.2022.2.37508

Daraklitsa E. Carlo Goldoni and Carlo Gozzi. The Dramaturgy of the Librettos. Proceedings of 7th SWS International Scientific Conference on Arts and Humanities ISCAH 2020. Vol. 7.2. Sofia, 2020, pp. 197–210. https://doi.org/10.5593/sws.iscah.f2020.7.2/s19.22

Lutsker P. V. Bertoldo, Bertoldino e Cacasenno: the Original Score Examined. Problemy muzykal'noi nauki / Music Scholarship. 2022. No. 2, pp. 104–122. https://doi.org/10.33779/2782-3598.2022.2.104-122

Zedler A., Hoven L. van der, Knaus K. Die Opera buffa in Europa: Verbreitungs- und Transformationsprozesse einer neuen Gattung (1740‒1765). Bielefeld: Transcript Verlag, 2023. 312 p. https://doi.org/10.14361/9783839467039

Korneeva T. Il baule dell’impresario. Un caso di circolazione dei repertori operistici tra Venezia e Mosca. MLN. 2020. Vol. 135, No. 1, pp. 125‒151. https://doi.org/10.1353/mln.2020.0018

Polin G. From Venice to Copenhagen: Sarti’s rewrite of L’amore artigiano by Goldoni and Latilla in 1762. Giuseppe Sarti — Individual Style, Aesthetical Position, Dissemination and Reception of His Works. C. Heitmann, D. Schmidt and C. Siegert (eds). Schliengen: Edition Argus, 2020, pp. 84–103.

Worsthorne S. T. Venetian Opera in the Seventeenth Century. Oxford: Clarendon Press, 1968. 194 p.

Susidko I. P. Genius loci: On Regional Traditions in the Opera Seria of the 1720s – 1730s. Opera in Musical Theater: History and Present Time. Proceedings of the International Academic Conference, November 11–15, 2019. Vol. 1. Moscow: Gnesin Russian Academy of Music, 2019, pp. 185–194. (In Russ.)

Kägler B., Schreiner E.-M. Women, Opera and the Public Stage in Eighteenth-Century Venice Fondazione Levi, Venice, 23–24 May 2022. Eighteenth-Century Music. 2023. Vol. 20, Issue 1, pp. 116–119. https://doi.org/10.1017/S147857062200029X

Rosand E. Opera in Seventeenth-Century Venice. The Creation of a Genre. Berkeley, Los Angeles, Oxford: University of California Press, 1991. 752 p.




DOI: http://dx.doi.org/10.56620/2782-3598.2024.2.055-068

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.