О применении информационного подхода в музыковедческих исследованиях

Sergei P. Polozov

Аннотация


Начавшиеся в российском музыкознании в 1960-е годы дис-
куссии по вопросу применения информационного подхода
сохраняют актуальность и по сей день. Немало авторитетных
учёных реально используют в исследованиях данный подход,
но есть и сомневающиеся в возможностях его применения в
музыкознании и даже правомерности использования терми-
на «информация». В качестве одного из аргументов против
информационного подхода нередко указывается многознач-
ность термина «информация», – как и в статье Д. Б. Горбато-
ва, публикуемой выше. Однако многозначность естественна
для множества понятий, что не может являться причиной
отрицания вероятности их использования в научном тексте.
Другой аргумент – отсутствие в музыке какого-либо эмоци-
онального и смыслового содержания – опровергается самой
музыкальной практикой. Таким образом, информационный
подход далеко не исчерпал своего научного потенциала в
музыковедческих исследованиях, поскольку не метод обу-
словливает эффективность исследования, а способ его при-
менения.

Ключевые слова: музыкальная информация, информаци-
онный подход, музыкальная семантика


Полный текст:

PDF

Литература


Bonfeld M. Sh. MUZYKA: yazyk, rech’, myshlenie. Opyt

sistemnogo issledovaniya muzykal’nogo iskusstva [MUSIC:

Language, Speech, Thinking. Experience of Systematic Research

of the Art of Music]. St. Petersburg: Kompozitor Press, 2006.

p.

Viner N. Kibernetika i obshchestvo [Wiener N.

Cybernetics and Society]. Moscow: Inostrannaya literatura

[Foreign Literature] Press, 1958. 200 p.

Viner N. Kibernetika, ili Upravlenie i svyaz’ v zhivotnom

i mashine [Wiener N. Cybernetics or Management and

Communication in Animals and Machines]. Moscow: Sovetskoye

radio [Soviet Radio] Press, 1968. 326 p.

Medushevskiy V. V. O zakonomernostyakh i sredstvakh

khudozhestvennogo vozdeystviya muzyki [About Laws and Means

of the Artistic Impact of Music]. Moscow: Muzyka Press, 1976.

p.

Mikhailov M. K. Stil’ v muzyke [Style in Music].

Leningrad: Muzyka Press, 1981. 264 p.

Mikhailov M. K. Etyudy o stile v muzyke: stat’i i fragmenty

[Studies of Style in Music: Articles and Essays]. Leningrad:

Muzyka Press, 1990. 288 p.

Nazaykinskiy Е. V. O psikhologii muzykal’nogo vospriyatiya

[On the Psychology of Musical Perception]. Moscow:

Muzyka Press, 1972. 384 p.

Polozov S. P. O nulevoy emotsional’noy i smyslovoy

informativnosti v avangardnoy muzyke [About the Zero-Level

Emotional and Semantic Information Capability in Avantgarde

Music]. Avangard, sovremennaya i novaya muzyka:

tvorchestvo, ispolnitel’stvo, pedagogika: sbornik statey po

materialam mezhdunarodnoy nauch.-prakt. konf.i [Avantgarde,

Contemporary and New Music: Creativity, Performance,

Pedagogy: a Compilation of Articles from the International

Practical Research Conference]. Perm, 2010, pp. 154–160.

Polozov S. P. Ponyatie informatsii i informatsionnyy

podkhod v issledovaniyakh M. G. Aranovskogo [The Concept of

Information and the Informational Approach in Mark Aranovsky’s

Works]. Problemy muzykal’noy nauki [Music Scholarship], 2012,

no. 1 (10), pp. 6–11.

Ruch’evskaya E. A. Funktsii muzykal’noy temy [Function

of Musical Themes]. Leningrad: Muzyka Press, 1977. 160 p.


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.