О применении информационного подхода в музыковедческих исследованиях
Аннотация
Начавшиеся в российском музыкознании в 1960-е годы дис-
куссии по вопросу применения информационного подхода
сохраняют актуальность и по сей день. Немало авторитетных
учёных реально используют в исследованиях данный подход,
но есть и сомневающиеся в возможностях его применения в
музыкознании и даже правомерности использования терми-
на «информация». В качестве одного из аргументов против
информационного подхода нередко указывается многознач-
ность термина «информация», – как и в статье Д. Б. Горбато-
ва, публикуемой выше. Однако многозначность естественна
для множества понятий, что не может являться причиной
отрицания вероятности их использования в научном тексте.
Другой аргумент – отсутствие в музыке какого-либо эмоци-
онального и смыслового содержания – опровергается самой
музыкальной практикой. Таким образом, информационный
подход далеко не исчерпал своего научного потенциала в
музыковедческих исследованиях, поскольку не метод обу-
словливает эффективность исследования, а способ его при-
менения.
Ключевые слова: музыкальная информация, информаци-
онный подход, музыкальная семантика
Полный текст:
PDFЛитература
Bonfeld M. Sh. MUZYKA: yazyk, rech’, myshlenie. Opyt
sistemnogo issledovaniya muzykal’nogo iskusstva [MUSIC:
Language, Speech, Thinking. Experience of Systematic Research
of the Art of Music]. St. Petersburg: Kompozitor Press, 2006.
p.
Viner N. Kibernetika i obshchestvo [Wiener N.
Cybernetics and Society]. Moscow: Inostrannaya literatura
[Foreign Literature] Press, 1958. 200 p.
Viner N. Kibernetika, ili Upravlenie i svyaz’ v zhivotnom
i mashine [Wiener N. Cybernetics or Management and
Communication in Animals and Machines]. Moscow: Sovetskoye
radio [Soviet Radio] Press, 1968. 326 p.
Medushevskiy V. V. O zakonomernostyakh i sredstvakh
khudozhestvennogo vozdeystviya muzyki [About Laws and Means
of the Artistic Impact of Music]. Moscow: Muzyka Press, 1976.
p.
Mikhailov M. K. Stil’ v muzyke [Style in Music].
Leningrad: Muzyka Press, 1981. 264 p.
Mikhailov M. K. Etyudy o stile v muzyke: stat’i i fragmenty
[Studies of Style in Music: Articles and Essays]. Leningrad:
Muzyka Press, 1990. 288 p.
Nazaykinskiy Е. V. O psikhologii muzykal’nogo vospriyatiya
[On the Psychology of Musical Perception]. Moscow:
Muzyka Press, 1972. 384 p.
Polozov S. P. O nulevoy emotsional’noy i smyslovoy
informativnosti v avangardnoy muzyke [About the Zero-Level
Emotional and Semantic Information Capability in Avantgarde
Music]. Avangard, sovremennaya i novaya muzyka:
tvorchestvo, ispolnitel’stvo, pedagogika: sbornik statey po
materialam mezhdunarodnoy nauch.-prakt. konf.i [Avantgarde,
Contemporary and New Music: Creativity, Performance,
Pedagogy: a Compilation of Articles from the International
Practical Research Conference]. Perm, 2010, pp. 154–160.
Polozov S. P. Ponyatie informatsii i informatsionnyy
podkhod v issledovaniyakh M. G. Aranovskogo [The Concept of
Information and the Informational Approach in Mark Aranovsky’s
Works]. Problemy muzykal’noy nauki [Music Scholarship], 2012,
no. 1 (10), pp. 6–11.
Ruch’evskaya E. A. Funktsii muzykal’noy temy [Function
of Musical Themes]. Leningrad: Muzyka Press, 1977. 160 p.
Ссылки
- На текущий момент ссылки отсутствуют.
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.