Процессы цифровизации в искусстве и творчестве: диалектика взаимосвязи
Аннотация
В статье рассматриваются особенности процессов цифровизации в современном искусстве и их влияние на художника, раскрывается понимание виртуального пространства в философии постмодернизма, обсуждается специфика цифрового искусства, определяется степень оправданности прогнозов развития виртуальности в искусстве. В философии постмодернизма процессы виртуализации оценивались неоднозначно. Виртуальность не всегда противостоит реальности. Искусство является сферой продуктивного взаимодействия реального и виртуального. Виртуальный мир, создаваемый искусством, содержит в себе возможность перехода в актуальную реальность. Современные процессы цифровизации в искусстве, с одной стороны, усиливают тенденции деградации киберкультуры, вероятность замещения художника программистом. С другой стороны, стирают границу реального и виртуального миров. Сгенерированное компьютером пространство открывает новые слои многогранного мира, иные измерения уже знакомого бытия. Средства компьютерных технологий порождают многообразие в эстетическом восприятии искусства. Но для актуализации виртуального пространства как преображённой реальности необходим творец. Сохранить самостоятельное присутствие художника в цифровых технологиях искусства позволит диалектический характер их взаимодействия.
Ключевые слова: цифровые технологии, философия постмодернизма, технологии виртуальной реальности, цифровое искусство, цифровизация и творчество
Полный текст:
PDFЛитература
Tsareva N. A. The Anthropomorphism Qualities of Technology in the Postmodern and Post-Postmodern Culture. Problemy muzykal'noi nauki / Music Scholarship. 2020. No. 3, pp. 30‒42. (In Russ.) https://doi.org/10.33779/2587-6341.2020.3.030-042
Hurum R. Yu., Ptushchenko E. B. Promising Digital Technologies as a Tool for Digitalization in Fine Arts. Bulletin of the Adyghe State University. Ser.: Philology and Art Criticism. 2022. No. 3 (302), pp. 155‒163. (In Russ.) https://doi.org/10.53598/2410-3489-2022-3-302-155-163
Meleshko K. A. The Influence of Visual Art on Graphic Design. International Journal of Humanities and Natural Sciences. The Art Criticism series. 2021. Vol. 3, pp. 162‒164. (In Russ.) https://doi.org/10.24412/2500-1000-2021-5-3-162-164
Smoligovets O. S. Subject Bases of Virtualization of Social Reality in the Information Society. Izv. Saratov Univ. (N. S.), Ser. Philosophy. Psychology. Pedagogy. 2019. Vol. 19, Issue 2, pp. 166‒170. (In Russ.) https://doi.org/10.18500/1819-7671-2019-19-2-166-170
Lingyan Zhang, Yun Wang, Jiarui Liu. Artistic Creation in Virtual Space. Technology and Language. 2023. Vol. 4, Issue 3, pp. 40‒48. https://doi.org/10.48417/technolang.2023.03.04
Mukhutdinova N. R., Ershtein M. O. The Typology of Modern Virtual Literary Genres. World of Science, Culture, Education. 2023. No. 1, pp. 326‒329. (In Russ.) https://doi.org/10.24412/1991-5497-2023-198-326-329
Geslin V. Digital Interactivity: a New Impetus for Musical Composition? Muzykal'naya akademiya [Music Academy]. 2021. No. 2, pp. 154–167. (In Russ.) https://doi.org/10.34690/155
Aliev E. V. Art Process in Digital Painting. Art and Culture Studies. 2021. No. 2, pp. 406‒419. (In Russ.) https://doi.org/10.51678/2226-0072-2021-2-406-419
DOI: http://dx.doi.org/10.56620/2782-3598.2024.1.157-168
Ссылки
- На текущий момент ссылки отсутствуют.
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.