Проблема авторства в эпоху Новых медиа. Всеобщий цифровой архив как источник трансмедиальных транскрипций

Svetlana V. Lavrova

Аннотация


Статья посвящена проблеме авторства в цифровую и постдиджитальную эпоху. Цифровой переворот, произошедший в начале XXI века, радикально изменил художественное мышление. Он способствовал слому прежней аналоговой системы и последующей трансформации в digital — формат, обусловленный методами кодировки информации. Дискретная киберсистема позволяет максимально сократить процессы информационной передачи и решать множество различных задач в одновременности. Современный художник оперирует широчайшим спектром материалов, включая в себя всё то, что создано и зафиксировано не только в цифровой, но и в аналоговой форме. Этот всеобщий архив становится основой трансмедиальных транскрипций и открывает новые траектории творческого развития. В статье представлены композиторские концепции, появившиеся в эпоху Новых медиа: глитч-арт, использующий намеренно искажённые цифровые объекты, которые сегодня включены в поле новой музыки, развитие систем искусственного интеллекта для создания имитаций авторской стилистики, а также концептуальный аутсорсинг. Научная новизна состоит в том, что впервые в русскоязычном музыкознании осуществляется постановка проблемы авторства в цифровую и постдиджитальную эпохи, а также впервые в данном ракурсе рассматривается творчество современных композиторов Бернхарда Ланга и Йоханнеса Крайдлера. Вывод из данного исследования: современная проблема авторства оказывается подчинённой открытости единого цифрового архива и возможности трансмедиальных транскрипций в ситуации единого цифрового представления.
Ключевые слова: эпоха Новых медиа, проблема авторства, глитч-арт, Бернхард Ланг, Йоханнес Крайдлер, Новая музыка, цифровая и пост-диджитальная эпохи, loop-эстетика


Полный текст:

PDF (English)

Литература


Zhagun-Linnik E. V. Problematization of Artistic Aspects of Glitch Art in Contemporary Glitch Studies. Articult. 2019. No. 2, pp. 69‒78. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2227-6165-2019-2-69-78

Lavrova S. V. To the Concept of “Sound Object” in Musical Theory and Composition Practice of the End of the 20th — the Beginning of the 21st Century. Vestnik of Saint Petersburg University. Arts. 2023. Vol. 13, Issue 1, pp. 20–39. (In Russ.) https://doi.org/10.21638/spbu15.2023.102

Erwin M. Bernhard Lang — Bernhard Lang: ParZeFool. Gloger, Hofmann, Bankl, Tómasson, Arnold Schoenberg Chor, Klangforum Wien, Young. Kairos, 0015037KAI. Tempo. 2020. Vol. 74, Issue 293, pp. 101‒102. https://doi.org/10.1017/S0040298220000157

Lavrova S. V. The Problem of Musical Thinking and Artificial Intellect. South-Russian Musical Anthology. 2023. No. 4, pp. 84–95. (In Russ.) https://doi.org/10.52469/20764766_2023_04_62

Pereverzeva M. V. The Prospects of Applying Artificial Intelligence in Musical Composition. Problemy muzykal'noi nauki / Music Scholarship. 2021. No. 1, pp. 8–16. (In Russ.) https://doi.org/10.33779/2587-6341.2021.1.008-016




DOI: http://dx.doi.org/10.56620/2782-3598.2024.1.145-156

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.