Транскрипции музыкального текста в работе с начинающими пианистами

Liudmila N. Shaymukhametova

Аннотация


В статье рассматриваются творческие задания по преобразованию первичного авторского текста в условиях ансамблевого музицирования в классе фортепиано. Их цель — овладение некоторыми навыками свободного музицирования в контексте диалогических структур и интонационной лексики барокко. Рассматриваются такие универсальные приёмы творческого преобразования, как регистровка и дублировка, используемые в XVII–XVIII веках при переизложении клавирного текста в различные ансамблевые составы. Техника применения предполагает обращение к тембровым возможностям современного фортепиано или клавишного синтезатора. В основу заданий положены фрагменты инструктивных сочинений И. С. Баха, а именно вступительные пьесы к циклам (прелюдии, фантазии, танцевальные жанры). На базе анализа смысловых структур текста в сюжетах «Я играю на органе», «Идёт репетиция старинного оркестра», «Трио двух флейт и виолончели» используются ролевые игры.
Ключевые слова: фортепианная транскрипция, прелюдирование, музыкальные диалоги, авторский текст, И. С. Бах, интонационная лексика барокко


Полный текст:

PDF (English)

Литература


Shaymukhametova L. N. Semantic Transformations in the Musical Themes of Domenico Scarlatti’s Clavier Sonatas. Problemy muzykal'noi nauki / Music Scholarship. 2019. No. 2, pp. 87–96. https://doi.org/10.17674/1997-0854.2019.2.087-096

Asfandyarova A. I. Performance-Related Solutions of the Graphic Structures of Haydn’s Clavier Sonatas. Problemy muzykal'noi nauki / Music Scholarship. 2019. No. 4, pp. 73–81. https://doi.org/10.17674/1997-0854.2019.4.073-081

Alekseyeva I. V., Kirsanova O. V. The “Notebooks” of Leopold Mozart (“Die Notenbücher der Geschwister Mozart”) as a Specimen of Instructive Compositions. ICONI. 2019. No. 1, pp. 92–101. (In Russ.) https://doi.org/10.33779/2658-4824.2019.1.092-101

Gordeyeva E. V. “The Ensemble of Performers” in the Textures of Clavier Compositions by J. S. Bach. ICONI. 2020. No. 1, pp. 24–29. (In Russ.) https://doi.org/10.33779/2658-4824.2020.1.024-029

Shaymukhametova L. N. The Semantic Structures of the Musical Text and Practical Semantics. Problemy muzykal'noi nauki / Music Scholarship. 2021. No. 3, pp. 86–96. https://doi.org/10.33779/2587-6341.2021.3.086-096

Shaymukhametova L. N. Role Playing in Piano Instruction. ICONI. 2021. № 1, pp. 160–167. (In Russ.) https://doi.org/10.33779/2658-4824.2021.1.160-167

Garipova N. F. The Semantic Structures of Domenico Scarlatti’s Sonata for Clavier K. 466, L. 118 in F minor. Problemy muzykal'noi nauki / Music Scholarship. 2019. No. 2, pp. 97–104. https://doi.org/10.17674/1997-0854.2019.2.097-104




DOI: http://dx.doi.org/10.56620/2782-3598.2024.1.126-135

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.