В поисках подлинной реальности: специфика жанра и драматургии в опере Пера Нёргора «Сиддхартха»

Ekaterina G. Okuneva

Аннотация


Статья фокусируется на жанровых и драматургических особенностях оперы «Сиддхартха» (1974‒1979, ред. 1984, либретто Оле Сарвига) датского композитора Пера Нёргора. Её сюжет основан на истории юного Будды, его рождении, взрослении и столкновении с человеческими страданиями, от которых принц был искусственно ограждён своим отцом. Автор статьи связывает жанровое своеобразие оперы с её модулирующим характером из мистерии в драму, что подтверждается изменениями, возникающими в лексическом строе либретто, в хронотопе сочинения, последовательно отображающем разные модели времени (мифологическое, художественное, психологическое), в выборе для каждого действия разных оперных форм, в драматургическом процессе, направленном от внешне-событийного плана к внутренне-психологическому. В статье раскрываются композиционные стратегии, помогающие Нёргору воплотить конфликт подлинного и недостоверного миров на музыкальном уровне: ритмическая трансформация и метрическая переакцентировка тем, соединение обертоновых и унтертоновых рядов, отказ от иерархической системы в конце III акта, символизирующий разрыв героя с прошлым миром. В связи с творческим кризисом, который Нёргор испытал после сочинения «Сиддхартхи», автор статьи полагает, что опера может быть интерпретирована как саморефлексия творческой деятельности.
Ключевые слова: датская музыка, музыкальный театр, Пер Нёргор, Оле Сарвиг, «Сиддхартха», мистерия, драма


Полный текст:

PDF

Литература


Okuneva E. G. The Symphonic Work by Per Nørgård: The Trajectory of the Genre’s Development. Nauchnyy vestnik Moskovskoy konservatorii / Journal of Moscow Conservatory. 2023. Vol. 14, No. 4, pp. 646–673. (In Russ.) https://doi.org/10.26176/mosconsv.2023.55.4.03

Wiener B. Per Nørgård’s Tragic Vision: A Comparison of Gilgamesh (1972) and Nuit des hommes (1996). Cambridge Opera Journal. 2023. Vol. 35, Issue 3, pp. 224‒258. https://doi.org/10.1017/S0954586723000150

Okuneva E. G. Bent Sørensen’s Sounds Like You as a Phenomenon of Contemporary Musical Theater. Problemy muzykal'noi nauki / Music Scholarship. 2023. No. 1, pp. 62–76. (In Russ.) https://doi.org/10.56620/2782-3598.2023.1.062-076

Susidko I. P., Lutsker P. V., Pilipenko N. V. Opera as Reflected in Russian Academic Periodicals of the Last Five Years. Problemy muzykal'noi nauki / Music Scholarship. 2023. No. 4, pp. 142‒164. (In Russ. and English.) https://doi.org/10.56620/2782-3598.2023.4.142-164

Chupova A. G. The Opera “Da gelo a gelo” in the Context of the Poetics of the Musical Theater Salvatore Sciarrino. Musicology. 2020. No. 5, pp. 29‒40. (In Russ.) https://doi.org/10.25791/musicology.05.2020.1127




DOI: http://dx.doi.org/10.56620/2782-3598.2024.1.052-067

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.