Зеркала памяти: Людмила Шестакова и Михаил Глинка. Статья вторая

Svetlana K. Lashchenko

Аннотация


Статья продолжает рассмотрение одной из мемуарных статей Л. И. Шестаковой (1816–1906). Анализ соотношения её воспоминаний о брате с его собственным самоощущением, композиторской и публичной деятельностью доказывает: Шестакова была очень субъективна в описании последних лет жизни близкого ей человека. В центре внимания — утверждение Шестаковой об «угасании» дара Глинки, его малой творческой активности и возникавшего время от времени желания вовсе оставить музыку. Анализируются истоки подобного взгляда. Прослеживаются параллели с отношением общества к позднему этапу эволюции А. С. Пушкина как творца. Рассматривается взгляд Шестаковой на окружение Глинки. Особое внимание уделяется анализу документа, присланного Шестаковой З. Деном. Доказывается: воспоминания Шестаковой, представленные в статье, в немалой степени поспособствовали формированию дожившего в значительной части до нашего времени мифа о бесплодности последнего этапа композиторского творчества. Предпринятый в статье Шестаковой опыт реконструкции деятельности Глинки спустя полтора десятка лет после его кончины — результат субъективного взгляда сестры на наследие Глинки последних лет его жизни, серьёзно повлиявший на отечественную «глинкиниану» ХIХ‒ХХ веков.
Ключевые слова: Людмила Шестакова, Михаил Глинка, история русской музыки, биография Глинки, изучение Глинки в России


Полный текст:

PDF

Литература


Lashchenko S. K. The Traveling Amateur and “The ‘Stone’ Prince”. Article 1. Review of the Russian Christian Academy for Humanities. 2019. Vol. 20, Issue 4, pp. 411–419. (In Russ.) https://doi.org/10.25991/VRHGA.2020.20.4.034

Lashchenko S. K. “…Relationships Without Any Species…” (M. I. Glinka and Gideonovy). Review of the Russian Christian Academy for Humanities. 2019. Vol. 20, Issue 2, pp. 308–321. (In Russ.) https://doi.org/10.25991/VRHGA.2019.20.3.029

Lashchenko S. K. Mirrors of Memory: Liudmila Shestakova and Mikhail Glinka. First Article. Problemy muzykal'noi nauki / Music Scholarship. 2023. No. 4, pp. 8‒21. (In Russ.) https://doi.org/10.56620/2782-3598.2023.4.008-021

Kizin M. M. Creativity of Russian Composer Mikhail Glinka in the Context of National Cultural Traditions. International Journal of Psychosocial Rehabilitation. 2020. Vol. 24, Issue 5, pp. 4076–4082. https://doi.org/10.37200/IJPR/V24I5/PR2020118

Babenko O. V. Genius of the Pushkin Era: Touches to the Portrait of M. I. Glinka. The Scientific Heritage. 2021. No. 73, pp. 43–47. https://doi.org/10.24412/9215-0365-2021-73-4-43-47

Tymchenko-Bykhun I. A. “The Original Polka” by M. Glinka: Autobiographical Reminiscences. Austrian Journal of Humanities and Social Sciences. 2021. No. 1–2, pp. 14–19. (In Russ.) https://doi.org/10.29013/AJH-21-1.2-14-19




DOI: http://dx.doi.org/10.56620/2782-3598.2024.1.008-023

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.