«Призрак драмы в призраке другой драмы»: анаморфоз зингшпиля и эффект палимпсеста в «Асперне» Сальваторе Шаррино

Anna G. Chupova

Аннотация


В статье рассматривается ранняя опера Сальваторе Шаррино, основанная на повести Генри Джеймса «Письма Асперна». Данное сочинение вызывает интерес как в аспекте транспозиции джеймсовской прозы в музыкальную область, так и с точки зрения становления поэтики музыкального театра и принципов драматургического мышления композитора. Экспериментальный характер зингшпиля (в авторском определении) был обусловлен идеей представления как акта сочинения. Отказавшись от традиционного формата, Сальваторе Шаррино и его соавтор либретто Джорджио Марини создали интертекстуальную связь между новеллой и оперой, превратив чтение текста в элемент драматургии, наряду с другими компонентами — пением, музыкой и сценическими декорациями. Герои повести (Рассказчик, Джулиана, Титта) растворились в декламациях разных актёров. Арии на тексты Лоренцо да Понте из «Свадьбы Фигаро», исполняемые единственным поющим персонажем, Певицей, вне сцены, создали ироническое отчуждение на сценическом (между драматическим представлением в разговорных диалогах и музыкой) и стилистическом (между текстом Да Понте и музыкой Шаррино) уровнях. Установленная таким образом особая оптика художественного воображения, позволяющая видеть одно сквозь другое, помогла появиться «призраку» Моцарта, музыкальному эквиваленту «божественного Асперна». «Тревожным присутствием» Моцарта объясняется и неожиданное жанровое определение, данное композитором своему сочинению. Зингшпиль становится объектом анаморфоза, при котором спроецированные из прошлого элементы жанра приобретают в настоящем странную онейрическую форму.

Размышляя над приглашением Шаррино искать в «Асперне» «музыку в музыке и драму в драме», автор статьи также раскрывает связи между оперой итальянского маэстро и «Пиковой дамой» П. И. Чайковского, заданные эффектом палимпсеста, спрятанном в оригинале Джеймса. Важным связующим звеном между двумя операми оказывается фигура Моцарта как некоего идеала Композитора, сумевшего впитать и преобразить традиции разных эпох и национальных композиторских школ. В этом свете «Асперн» Шаррино становится музыкальной метафорой поиска и обретения себя в «следах» других.

Ключевые слова: Сальваторе Шаррино, Генри Джеймс, «Свадьба Фигаро» Моцарта, зингшпиль, палимпсест, анаморфоз


Полный текст:

PDF (English)

Литература


Chupova A. G. “Infinito Nero” by Salvatore Sciarrino: On the Phenomenon of “Invisible Action”. PHILHARMONICA. International Music Journal. 2020. No. 1, pp. 36–49. (In Russ.) DOI: 10.7256/2453-613X.2020.1.31255

Chupova A. G. The Opera “Da gelo a gelo” in the Context of the Poetics of the Musical Theater of the Salvatore Sciarrino. Musicology. 2020. No. 5, pp. 29‒40. (In Russ.) DOI: 10.25791/musicology.05.2020.1127

Chupova A. G. Denatured Mythology and Artistic “Ambigu”: “Cailles en Sarcophage” by Salvatore Sciarrino. Opera musicologica. 2023. Vol. 15, No. 1, pp. 32–65. (In Russ.) DOI: 10.26156/OM.2023.15.1.003

Chupova A. G. Shakespeare, Ritual, and Tradition in Salvatore Sciarrino’s Macbeth. Opera in Musical Theater: History and Present Time: Proceedings of the 5th International Conference, November 22–26, 2021. Ed. by I. Susidko, P. Lutsker, N. Pilipenko. Moscow: Gnesin Russian Academy of Music, 2023. Vol. 2, pp. 209–227. (In Russ.) DOI: 10.56620/978-5-8269-0307-0-2023-2-209-227

Stogniy I. S. Expressive Possibilities of Secondary Meanings in Music. Scholarly Papers of the Gnesin Russian Academy of Music. 2023. No. 1, pp. 82‒90. (In Russ.) DOI: 10.56620/2227-9997-2023-1-44-82-90

D’Errico L. Powers of Divergence: An Experimental Approach to Music Performance. Leuven University Press, 2018. 220 p. DOI: 10.11116/9789461662514




DOI: http://dx.doi.org/10.56620/2782-3598.2023.4.108-127

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.