Исследование Бориславы Ефименковой «Севернорусская причеть» как начало гнесинской этномузыкологической науки

Larisa M. Belogurova

Аннотация


Статья посвящена исследованию известного российского этномузыколога Бориславы Борисовны Ефименковой (1933–1996) «Севернорусская причеть», увидевшему свет в 1980 году. Книга стала вехой в научном творчестве самого автора, заявившего 
о себе как о зрелом и неординарном исследователе русского музыкального фольклора. Фундаментальный характер, радикальная новизна методологии и убедительность научных результатов обеспечили этой работе прорывной характер. 

Книга включает в себя собрание почти 180 образцов причитаний Вологодской области — похоронных, рекрутских, свадебных (сольные плачи невесты и ансамблевые плачи девушек). Её смысловой центр составляет развёрнутое исследование, цель которого — представить локальную плачевую традицию как целостный феномен, обладающий системной организацией. В качестве основного исследовательского инструмента избран структурно-типологический метод. Его главным теоретиком и пропагандистом в советском этномузыкознании второй половины XX века выступил Евгений Гиппиус, оказавший огромное влияние на формирование Ефименковой как учёного. В «Севернорусской причети» гиппиусовские идеи структурно-системного подхода к изучению музыкального фольклора впервые обрели своё практическое воплощение. Значительная роль при изучении восточновологодской причети отведена ареалогическому методу, при этом опубликованные карты оказались первым опытом картографирования русского плачевого фольклора. 
На многие годы труд Ефименковой стал эталонным исследованием для учёных структурно-типологического направления и сохраняет этот статус и сегодня.

Ключевые слова: этномузыкология, Борислава Ефименкова, народные плачи, фольклор Русского Севера, география народной музыкальной культуры

Полный текст:

PDF (English)

Литература


Biteryakova E. V., Gilyarova N. N. Klyment Kvitka in the History of Ethnomusicology: To the 140th Anniversary of His Birth. Opera Musicologica. 2020. Vol. 12, No. 3, pp. 79–108. (In Russ.) DOI: 10.26156/OM.2020.12.3.005

Korolkova I. V. Musical Forms of Lamentation Culture in the Folklore Traditions of the North-West of Russia. Tradicija ir dabartis / Tradition & Contemporarity. Klaipeda University Press. 2018. Vol. 13, pp. 39–59. (In Russ.) DOI: 10.15181/td.v13i0.1700

Tolstaya S. M. Notes on the Language of Northern Russian Lamentations. 2. Composite Nominations, their Structure and Semantics. Slověne. 2020. Vol. 9, No. 2, pp. 274–313. (In Russ.) DOI: 10.31168/2305-6754.2020.9.2.13

Kosyreva S. V. Concerning the Issue of Studying the Specific Features of Intonating in the Finnish-Ugric Monody of the Improvisational Kind. Problemy muzykalꞌnoi nauki / Music Scholarship. 2020. No. 4, pp. 33–49. (In Russ.) DOI: 10.33779/2587-6341.2020.4.033-049

Belogurova L. M., Zhuravleva Yu. S. The Main Type of Wedding Songs in the South Skopin Area: To the Problem of Structural Specificity. Opera Musicologica. 2022. Vol. 14, No. 1, pp. 58–73. (In Russ.) DOI: 10.26156/OM.2022.14.1.004




DOI: http://dx.doi.org/10.56620/2782-3598.2023.3.102-111

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.