«Чувство верного пути или метода художественного творчества»: о композиции In D Николая Корндорфа

Yuliya N. Panteleeva

Аннотация


Статья посвящена анализу композиционной техники в крупном оркестровом сочинении In D (1998) Николая Корндорфа (1947–2001). Характерной особенностью произведения является специфическая конструктивная идея, связанная с особым подходом композитора к выбору музыкального материала и способов его развития. Речь идёт о раскрытии потенциала одного звука. Автор статьи предлагает использовать для характеристики этого сочинения термин выдающегося русского живописца и теоретика искусства Василия Кандинского — «композиция-однозвучие». В опоре на компаративный метод рассматриваются преемственные связи произведения с одним из симфонических опусов раннего периода творчества Корндорфа и впервые описываются важнейшие композиционные принципы In D. Идея повторения, характерная для организации этого музыкального текста, трактуется как одна из ведущих в данной композиции. Очерчен целый ряд других структурных идей, непосредственно связывающих музыкальное письмо Корндорфа с известными техниками композиции XX века, например, с сериализмом, а также идеей Klangfarbenmelodie. Автор статьи обосновывает точку зрения, согласно которой композиция In D свидетельствует о неких устойчивых приёмах творческого метода Корндорфа.

Ключевые слова: Николай Корндорф, In D, репетитивность, сериализм, художественный метод, композиция-однозвучие


Полный текст:

PDF (English)

Литература


Gulyanitskaya N. S. Musicology: “Knowledge about Lack of Knowledge” — Setting and Solving Problems. Problemy muzykalꞌnoi nauki / Music Scholarship. 2021. No. 3, pp. 7–18. (In Russ.) DOI: 10.33779/2587-6341.2021.3.007-018

Ponomarev E. P. The Posthumous Works of Ivan Bunin: Publishers’ Mistakes and Restored Texts. New Literary Observer. 2022. No. 3, pp. 249–254. (In Russ.) DOI: 10.53953/08696365_2022_175_3_249

Shaitanov I. O. Poetics of World Literature as a Comparative Problem. Voprosy literatury = Problems of Literature. 2019. No. 6, pp. 50–73. (In Russ.) DOI: 10.31425/0042-8795-2019-6-50-73

Ryzhinsky A. S. British Choral Music at the Turn of the 19th and 20th Centuries: the Phenomenon of the English Musical Renaissance. Problemy muzykal'noi nauki / Music Scholarship. 2023. No. 2, pp. 53–67. DOI: 10.56620/2782-3598.2023.2.053-067

Okuneva E. G. Concept of Serial Music in Western and Russian Musicology: Issues of Terminology. Journal of Moscow Conservatory. 2018. Vol. 9, Issue 4, pp. 158–173. (In Russ.) DOI: 10.26176/mosconsv.2018.35.4.08




DOI: http://dx.doi.org/10.56620/2782-3598.2023.3.079-090

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.