Композитор-философ как ключевая фигура музыкальной эстетики (на примере духовного опыта П. И. Чайковского)

Shaoying Guo, Mengqi Shao

Аннотация


В фокусе научного интереса авторов — композиторы-философы и философы-композиторы как ключевые фигуры музыкальной эстетики, реализуемой в пространстве феноменологии. Изучение духовной биографии такого рода творцов позволяет приблизиться к пониманию музыки как опыту трансцендирования, являющего собой высшую ценность. Игнорирование последнего в процессе освоения музыкального искусства приводит человека к «одномерности», делая его заведомо ущербным. Напротив, погружаясь во внутренний мир композитора-философа или философа-композитора, реципиент, по сути, исследует глубины собственного Я, актуализируя диалог творца и ценителя. Критерием подлинности такого диалога и выступает трансцендирование, под знаком которого музыка предстаёт в качестве метафилософского жанра. Овладевая реализуемой за счёт музыкальных средств выразительности диалектикой бытия, человек обретает единство сущности и существования. Авторы обращаются к личности Петра Ильича Чайковского, считая правомерным рассматривать его как композитора-философа. Выстраивая систему аргументации, они направляют внимание на круг чтения великого музыканта, его культурные предпочтения и антипатии, на его учеников, одинаково полно проявивших себя в сфере философского знания и в области музыкального искусства, на произведения, отразившие философские идеи мастера. В заключение подчёркивается, что изучение творческого наследия композиторов-философов и философов-композиторов поможет преодолеть разрыв между жизнью и искусством, когда музыка, оставаясь в стороне от проживаемых человеком будней, оказывается неспособной вдохновить его на духовное бодрствование. В итоге её миссия сводится к украшению быта, что с неизбежностью приводит к примитивизации самой музыки и потребляющего её индивида. Обращение к опыту бытия композиторов-философов и философов-композиторов позволит преодолеть этот замкнутый круг.

Ключевые слова: композитор-философ, философ-композитор, музыкальная эстетика, феноменология музыки, Пётр Ильич Чайковский 


Полный текст:

PDF

Литература


Makovetskaya M. V., Seliverstova N. A. Basic Strategies for Conceptualizing Musical Meaning. Philosophical Thought. 2022. No. 1, pp. 1–12. (In Russ.) DOI: 10.25136/2409-8728.2022.1.37412

Lazutkina O. A. Synthesis of Literary Portrait and the “Iceberg Theory” in the Works of E. Hemingway. International Research Journal. 2022. Issue 5, pp. 96–99. (In Russ.) DOI: 10.23670/IRJ.2022.119.5.123

Guo Shaoying. Musical and Philosophical Studies of Paul Natorp. Journal of Musical Science. 2021. Vol. 9, No. 4, pp. 127–136. (In Russ.) DOI: 10.24412/2308-1031-2021-4-127-136

Volkova P. S., Guo Shaoying, Huang Zehuan. The Small Contrapuntal Cycle in the Music of Paul Natorp. Problemy muzykal'noi nauki / Music Scholarship. 2022. No. 2, pp. 94–103. DOI: 10.33779/2782-3598.2022.2.094-103

Wu Xiangze. Ferruccio Busoni’s Doktor Faust: Features of the Aesthetics. Problemy muzykal'noi nauki / Music Scholarship. 2022. No. 3, pp. 29–44. (In Russ.) DOI: 10.56620/2782-3598.2022.3.029-044




DOI: http://dx.doi.org/10.56620/2782-3598.2023.3.035-046

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.