Британская хоровая музыка на рубеже XIX и XX веков: феномен английского музыкального ренессанса

Alexander S. Ryzhinsky

Аннотация


Статья посвящена малоизученному в российском музыкознании феномену английского музыкального ренессанса — явлению, под которым сегодня понимается становление британской национальной композиторской школы на рубеже XIX и XX веков. Автор обращается к наследию ведущих композиторов этого периода — Александра Маккензи, Хьюберта Пэрри, Чарльза Стэнфорда и Эдварда Элгара — с целью выявления истоков английского музыкального возрождения и определения, какое значение оказало хоровое творчество основных его представителей на последующую эволюцию хоровой музыки Великобритании. Среди основных факторов, повлиявших на английский музыкальный ренессанс, выделены: развитие хорового фестивального движения, открытие Королевского колледжа музыки, нацеленность профессионального образования Великобритании на становление национальной композиторской школы, активная музыкально-критическая и исследовательская деятельность Пэрри и Стэнфорда. Анализируются особенности хорового письма каждого из вышеназванных композиторов на примере наиболее известных сочинений кантатно-ораториального жанра. Выявляются как общие тенденции в организации хоровой фактуры и тембрики, так и уникальные приёмы, обнаружение которых способно скорректировать имеющиеся представления об эволюции хоровой музыки начала XX века. В частности, изучение хоровых сочинений Элгара позволяет установить интерес композитора к фактурным и тембровым приёмам, типичным для композиторов первого и второго авангарда в Европе, — диагональной фактуре, нестандартным унисонам и др. Выводы автора позволяют сформировать представление о творчестве композиторов «первой ренессансной тройки» (Пэрри, Стэнфорд, Маккензи) и их младшего современника Элгара как о важнейшем импульсе становления британской хоровой музыки XX века, ставшей во второй половине столетия одной из наиболее востребованных в мировом исполнительстве. 

Ключевые слова: английский музыкальный ренессанс, хоровая музыка Великобритании, Хьюберт Пэрри, Чарльз Стэнфорд, Александр Маккензи, Эдвард Элгар, хоровая фактура, вокальная тембрика


Полный текст:

PDF PDF (English)

Литература


Hewett I. Between Englishness and Modernism: The Critical Reception of Tippet’s Operas. Journal of Music Criticism. 2020. Vol. 4, pp. 1–28. DOI: 10.24379/RCM.00001735

Agisheva Yu. I. Composer Elizabeth Lutyens: Contribution to Serialism. Burganov House. Space of Culture. 2019. No. 4, pp. 147–160. DOI: 10.36340/2071-6818-2019-15-4-147-160

Chandler O. Diatonic Illusions and Chromatic Waterwheels: Edward Elgar’s Concept of Tonality. Journal of the Society for Musicology in Ireland. 2020. Vol. 15, pp. 3–29. DOI: 10.35561/JSMI15201

Konson G. R. Handel and British Musical Culture. Problemy muzykal'noi nauki / Music Scholarship. 2018. No. 3, pp. 72–83. DOI: 10.17674/1997-0854.2018.3.072-083

Semenova A. S. Ralph Vaughan Williams. “Fantasia on a Theme by Thomas Tallis” within the Framework of the English Musical Revival. Manuscript. 2021. Vol. 14, Issue 5, pp. 987–991. (In Russ.) DOI: 10.30853/mns210178




DOI: http://dx.doi.org/10.56620/2782-3598.2023.2.053-067

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.