Музыка в кинематографе: к вопросу о внутренней форме кинотекста в аспекте эмотивности

Polina S. Volkova, Elena R. Antonenko

Аннотация


В центре статьи — эмотивность, обретающая в исследованиях Виктора Шаховского и Полины Волковой статус универсальной методологии, актуальной как для вербального (поэзия и литература), так и невербального (живопись и музыка) дискурсов. Обращаясь к синтетическим произведениям кинематографа, авторы анализируют фильмы Александра Лапшина («Диалог с продолжением») и Киры Муратовой («Три истории. История вторая»). С новых научных позиций рассматривается музыкальный ряд обозначенных киноработ, представленный сочинениями Баха — Гуно (Ave Maria) и Василия Агапкина (марш «Прощание славянки»). Именно он обусловливает выход на внутреннюю форму художественного высказывания, выступая в качестве эмотивного потенциала семантики кинотекста. Подчёркивается, что обозначенный эмотивный потенциал определяет как этико-эстетическую сущность вербального знака, так и его эмоциональную насыщенность, пробуждая становление духовной энергии. Обозначенные установки демонстрируют перспективность взаимодействия лингвистики и музыкознания, создавая прецеденты для работы с такими формами, которые требуют от коммуникантов художественного высказывания деятельного участия. В итоге категория эмотивности, разрабатываемая в отличной от лингвистики сфере, обретает новые характеристики. Обеспечивая свою жизнеспособность, эмотивность демонстрирует очевидный приоритет человеческого фактора в эпоху цифровизации и искусственного интеллекта.

Ключевые слова: музыка и лингвистика, эмотивность, синтетический текст, художественный фильм, невербальный художественный дискурс

Полный текст:

PDF (English)

Литература


Shakhovsky V. I., Volkova P. S. Language as a System: Meaning and Sense. Linguistics & Polyglot Studies. 2020. No. 3 (23), pp. 48–62. (In Russ.) DOI: 10.24833/2410-2423-2020-3-23-48-62

Volkova P. S., Wu Liyang, Wu Xiangze. Musical Communication in the Aspect of the Rhetoric Canon. Problemy muzykal'noi nauki / Music Scholarship. 2022. No. 2, pp. 146–158. DOI: 10.33779/2782-3598.2022.2.146-158

Prikhodovskaya E. A. The Role of Emotiveness in the Performance of a Musical Work. Journal of Musical Science. 2021. Vol. 9, No. 4, pp. 137–143. (In Russ.) DOI: 10.24412/2308-1031-2021-4-137-143

Prikhodovskaya E. A., Okisheva A. A. Phonetic Construction and Subject-Logical Meaning of a Word in a Vocal Work. Journal of Musical Science. 2020. Vol. 8, No. 2, pp. 102–106. (In Russ.) DOI: 10.24411/2308-1031-2020-10028

Klimenko V. V., Prikhodovskaya E. A. Emotivity in the Formation of Vocal Text: from Occurrence to Perception. Journal of Musical Science. 2022. Vol. 10, No. 1, pp. 133–146. (In Russ.) DOI: 10.24412/2308-1031-2022-1-133-146

Gorkunova E. R. Judgment of the Art Plan of Work in the Course of Its Individual Analysis. Musical Almanac of Tomsk State University. 2018. No. 5, pp. 71–76. (In Russ.) DOI: 10.17223/26188929/5/6

Osintseva T. V. Ways of Emotions Verbalization and Emotive Potential of a Language Sign. Theoretical and Applied Linguistics. 2019. Vol. 5, No. 2, pp. 59–66. DOI: 10.18413/2313-8912-2019-5-2-0-6

Korneeva A., Kosacheva T., Parpura O. Functions of Language in the Social Context. The International Scientific and Practical Conference “Current Issues of Linguistics and Didactics: The Interdisciplinary Approach in Humanities and Social Sciences” (CILDIAH-2019). 2019. Vol. 69, No. 00064. DOI: 10.1051/shsconf/20196900064




DOI: http://dx.doi.org/10.56620/2782-3598.2023.1.191-202

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.