Литургическое музыковедение в Беларуси: pro et contra

Larisa A. Gustova-Runtso

Аннотация


В статье представлена область музыковедческого исследования, которая в знаменитой монографии Ивана Гарднера «Богослужебное пение русской православной церкви» была определена как «литургическое музыковедение». Автор приводит разнообразные варианты наименования объекта исследования литургического музыковедения и подчёркивает развитие исследовательского интереса к музыкальному искусству православной церкви в разных её регионах. В широком понимании «литургическое музыковедение» обозначает музыковедческие исследования в области литургической (богослужебной) певческой практики, или богослужебного (церковного) пения. В узком значении эта дефиниция толкуется как музыковедение, предметом изучения которого является музыкально озвученный (распетый) богослужебный (литургический) канонический текст. В статье представлена трактовка понятия «литургическое музыковедение» в качестве метода исследования, а также охарактеризованы операции его применения. Среди большого количества исследований российских и зарубежных авторов наиболее ярко литургическое музыковедение представлено исследованием Ивана Гарднера и коллективными трудами «Рыцарь регентского служения отец Матфей (Мормыль)» и «Протоиерей Михаил Фортунато. Духовное завещание».

Статья репрезентирует работы, посвящённые изучению белорусской литургической певческой практики православной традиции, и представляет ретроспективный анализ развития белорусского литургического музыковедения. Российские и советские исследователи заложили фундамент белорусского литургического музыковедения в XIX–XX веках. Они систематизировали исторические и археологические сведения о церковном пении в Киевской митрополии, охарактеризовали белорусские (литовские) певческие рукописи. Современные белорусские учёные реконструировали историю развития национальной литургической певческой практики, сформировавшуюся на основе интонационного переосмысления византийской, народно-песенной, польско-латинской и российской традиций; выявили её интонационную самостоятельность и этническую самобытность, что определяется особенностями произношения согласных и просодии пропеваемого текста; охарактеризовали её региональные особенности и влияние на становление личности; раскрыли индивидуальные стилевые черты регентского и церковного композиторского творчества, способствующие разнообразию аудиального ряда богослужения. Автор анализирует работы белорусских учёных в контексте литургического музыковедческого метода исследования.

Ключевые слова: литургическое музыковедение, музыкальное искусство православной церкви, белорусская певческая практика православной традиции

Полный текст:

PDF (English)

Литература


Kazantseva T. G. Hectographed Singing Books of the Old Believers of the Pomorian Community: Features of the Composition and Edition of Hymnographic Texts. Nauchnyy vestnik Moskovskoy konservatorii = Journal of Moscow Conservatory. 2021. No. 3 (46), pp. 102–125. (In Russ.) DOI: 10.26176/mosconsv.2021.46.3.004

Gerasimova I. V., Zakhar'ina N. B., Shchepkina N. A. Musical Interpretation of Direct Speech in Chants of the Two-Hundredth Feasts of the Mother of God: Greek-Slavonic Parallels on Manuscripts of the 10th–17th Centuries. Vestnik of Saint Petersburg University. Arts. 2021. Vol. 11, No. 4, pp. 571–588. (In Russ.) DOI: 10.21638/spbu15.2021.401

Vladyshevskaya T. F. Artistic Canon and Stylistic Trends of the Old Russian Singing Art (on the Example of the Cherubic Song). Journal of Musical Science. 2022. Vol. 10, No. 2, pp. 102–111. (In Russ.) DOI: 10.24412/2308-1031-2022-2-102-111

Pozhidaeva G. A. Stylistic Method in the Study of Regional Traditions of the Late Russian Middle Ages (16th–17th Centuries). Journal of Musical Science. 2022. Vol. 10, No. 2, pp. 112–118. (In Russ.) DOI: 10.24412/2308-1031-2022-2-112-118

Seregina N. S. The Lesson “Who can Run Away...” in the Singing Alphabets of the XVII Century. Journal of Musical Science. 2022. Vol. 10, No. 2, pp. 96–101. (In Russ.) DOI: 10.24412/2308-1031-2022-2-96-101

Guseinova Z. M. The Theoretical Codex of the Mid-17th Century as a Phenomenon of Church-Singing Art. Vestnik of Saint Petersburg University. Arts. 2021. Vol. 11, No. 4, pp. 589–606. (In Russ.) DOI: 10.21638/spbu15.2021.402

Starostina T. A. Musical-Theoretical Problems of Studying Russian Obichod Polyphony. Vestnik of Saint Petersburg University. Arts. 2019. Vol. 9, No. 1, pp. 46–78. (In Russ.) DOI: 10.21638/spbu15.2019.103

Mdivani T. G. Composer’s Interpretation of the Christian Ethos in the Music Art of Sovereign Belarus. Vestsi Natsyyanal'nai akademii navuk Belarusi. Seryia humanitarnykh navuk = Proceedings of the National Academy of Sciences of Belarus. Humanitarian Series. 2020. Vol. 65, No. 2, pp. 203–208. (In Russ.) DOI: 10.29235/2524-2369-2020-65-2-203-208




DOI: http://dx.doi.org/10.56620/2782-3598.2023.1.157-167

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.