Аспекты и проблемы музыковедения ХХI века в Республике Молдова

Elena S. Mironenko

Аннотация


Автор статьи как основную выделяет проблему развития музыковедения постсоветской Республики Молдова в оптике «культурного трансфера» Россия — Молдова — Румыния. Её решение базируется на методах сравнительно-исторической компаративистики и «культурного трансфера», учитывающих транснациональный подход к тесным историческим связям трёх стран. Сочетание историко-хронологического и геополитического ракурсов связано с анализом межэтнических связей. В первом разделе рассматривается становление профессиональной музыкальной культуры Молдовы до обретения независимости в 1991 году, а именно: Молдова (Бессарабия) в составе Российской империи, Молдова в составе Королевской Румынии, МССР (Молдавская Советская Социалистическая Республика) в составе СССР. Необходимость подобного экскурса объясняется тем, что до положения независимости Молдова испытала несколько разновидностей «культурного трансфера», которые предвосхитили проблемные болевые точки и аспекты музыковедения XXI века. Второй раздел концентрируется на развитии музыковедения в независимой Молдове, получившей возможность свободно устанавливать транснациональные связи с разными странами. Акцентируются острые аспекты, обусловленные экономическим спадом, проблемой функционирования языков в обстановке резкой смены социальной и геополитической структуры. Предлагается обзор музыковедческой науки, охватывающий развитие вузовского музыкального образования на примере Академии музыки, театра и изобразительных искусств Кишинёва. Эволюция музыковедения соотносится с творческой деятельностью выпускников Московской консерватории имени П. И. Чайковского и Музыкально-педагогического института имени Гнесиных. Прослеживается процесс «культурного трансфера» с музыковедами и композиторами Румынии, рассматривается их благотворное влияние на развитие профессионального образования и музыковедения Молдовы. 

Ключевые слова: музыкальная культура России, Молдовы и Румынии, музыковедение Молдовы, «культурный трансфер», профессиональное музыкальное образование

Полный текст:

PDF (English)

Литература


Moiseev G. A. The Russian Musical Society under Royal Patronage. Problemy muzykal'noi nauki / Music Scholarship. 2018. No. 4, pp. 66–73. DOI: 10.17674/1997-0854.2018.4.066-073

Mironenko E. S. Russian Music Culture in Romanian Bessarabia. South-Russian Musical Anthology. 2020. No. 1, pp. 20–26. (In Russ.) DOI: 10.24411/2076-4766-2020-11003

Brinzila-Coslet Z. Serghei Lunchevichi — Virtuoso and Symbol of Violin Art in Moldova of the Twentieth Century. South-Russian Musical Anthology. 2021. No. 3, pp. 104–109. DOI: 10.52469/20764766_2021_03_104

Trocinel D. Schiță biografică a compozitorului A. Mulear. Studiul artelor și culturologie: istorie, teorie, practică. 2022. Nr. 1 (42), pp. 76–80. (In Romanian) DOI: 10.55383/amtap.2022.1.14

Pilipețchi S. The Biography of M. Cebotari in Monographic Studies. Studiul artelor și culturologie: istorie, teorie, practică. 2022. Nr. 1 (42), pp. 43–48. (In Russ.) DOI: 10.55383/amtap.2022.1.08

Mironenko E. S. The Birth of a New Composer in the Context of Postmodernism — Metamodernism: Mikhail Rotar from the Republic of Moldova. South-Russian Musical Anthology. 2022. No. 2, pp. 76–85. (In Russ.) DOI: 10.52469/20764766_2022_02_76

Mironenko E. S. Asynchrony of National Stylistic Directions as an Indicator of the Growth of Moldovan Compositional School. South-Russian Musical Anthology. 2021. No. 2, pp. 28–34. (In Russ.) DOI: 10.52469/20764766_2021_02_28




DOI: http://dx.doi.org/10.56620/2782-3598.2023.1.140-156

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.