Межпарадигмальность как состояние современной музыкальной культуры

Tatiana B. Sidneva

Аннотация


В статье обсуждается проблема «рубежного» состояния современной музыкальной культуры, в которой сосуществуют и активно взаимодействуют различные парадигмы художественного опыта, возникшие и утвердившиеся в разные периоды истории. Культурная парадигма понимается как сложная иерархическая целостность, образованная внутренним единством идей, интуиций, чувствований, пронизывающих всю вертикаль жизни. На высшем уровне парадигмального обобщения находятся классическая и неклассическая универсальные модели культуры, имеющие локально-историческое и метаисторическое измерения. Внутренне неоднородная классическая парадигма отражает востребованность творческой установки на ясность, завершённость, совершенство, рационально постижимый порядок и гармонию. Неклассическая парадигма, обозначившаяся в музыкальном творчестве от первых модернистских опытов до постмодернистских игр с ближайшим и отдалённым прошлым, воплощает установку на «слом» традиции, преодоление инерции прошлого, радикальные эксперименты в сфере звука и его организации. На фоне «усталости» от постмодернизма на рубеже XX–XXI веков в музыкальной науке широко обсуждаются такие понятия, как постпостмодернизм, метамодернизм, постнонклассика, декларирующие выход к новым стратегиям искусства. В то же время ни одна из претендующих на парадигмальную значимость тенденций не отражает целостной картины музыкального искусства в его эстетической, стилевой, языковой множественности. Возможно, значимой причиной этого является пребывание в одновременности различных моделей творчества. На этом пути представляется закономерным рассмотреть пограничные художественные явления 
в русле взаимодействия парадигм. Для определения актуальных процессов в музыкальной культуре обосновывается продуктивность введения термина «межпарадигмальность». Среди ключевых параметров межпарадигмальности автор статьи выявляет единовременную актуальность различных культурных модусов, эстетических ценностей, жанрово-стилевых моделей. Межпарадигмальность, фиксирующая открытость и подвижность границ между различными культурными моделями, согласуется с понятием кризиса, с идеей «креолизации» и «креолизированными системами» (определение Ю. Лотмана), терминологией «философии нестабильности» И. Пригожина. Вместе с тем именно межпарадигмальность, хаотизируя пограничные территории взаимодействия парадигм, применима к поискам целостного подхода к современным музыкальным реалиям.

Ключевые слова: межпарадигмальность, культурная парадигма, современная музыка, философия нестабильности, креолизированные системы


Полный текст:

PDF

Литература


Kwan B. S. C. A Cross-paradigm Macro-structure Analysis of Research Articles in Information Systems. English for Specific Purposes. January 2017. Vol. 45, pp. 14–30. DOI: 10.1016/j.esp.2016.08.002

Yangfan Li. Art and Technology Exhibition under the Context of Artificial Intelligence. IFAC-PapersOnLine. 2020. Vol. 53, Issue 5, pp. 103–105. DOI: 10.1016/j.ifacol.2021.04.087

Ryzhinskiy A. S. “Utrenya” by Krzysztof Penderecki: Concerning the Question of the Influence of the Musical Traditions of Orthodox Christianity. Problemy muzykal'noi nauki / Music Scholarship. 2022. No. 1, pp. 71–82. (In Russ.) DOI: 10.33779/2782-3598.2022.1.071-082

Lakhenman Kh. Accanto. Zhurnal Obshchestva teorii muzyki [Journal of the Music Theory Society]. 2019. No. 3 (27), pp. 33–43. (In Russ.) DOI: 10.26176/otmroo.2019.27.3.002

Naumenko T. I., Susidko I. P. Muzykal'nyi termin kak problema: o IV Kongresse Obshchestva teorii muzyki [The Musical Term as a Problem: about the IV Congress of the Society for Music Theory]. Zhurnal Obshchestva teorii muzyki [Journal of the Music Theory Society]. 2019. No. 4 (28), pp. 1–9. (In Russ.) DOI: 10.26176/otmroo.2019.28.4.001




DOI: http://dx.doi.org/10.56620/2782-3598.2023.1.128-139

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.