История одной песни: к изучению музыкального наследия советского периода

Yaroslav V. Gloushakov

Аннотация


Статья посвящена песне «День Победы» Давида Тухманова на слова Владимира Харитонова, ставшей символом судьбоносной победы 1945 года 
в Великой Отечественной войне. Реконструируя историю рождения произведения, автор рассматривает механизмы формирования жанра массовой песни. В статье поднимается проблематика применения различных научных подходов к изучению музыкального наследия советского периода. Рассматривается социокультурный контекст создания песни, а также исполнительский аспект её бытования в политическом и идеологическом дискурсе, сложившемся в 1960–1970-е годы в советском обществе. Анализу подвергается музыкальный и поэтический текст произведения, особенности жанровых свойств. Прослеживаются ведущие тенденции музыкального текста: взаимопроникновение жанров в виде синтеза марша и танго; отказ от устоявшихся канонов массовой песни. Отмечается, что поэтический текст соответствует замыслу композитора и поэта: создать художественный образ, соединяющий в себе одновременно сплочённость и гуманизм в соответствии с запросом движения общества к гражданской консолидации. В выводах автор раскрывает природу механизма рождения массовой песни и способа её функционирования, а также приводит факты, показывающие актуальность данного вида массовой культуры на современном этапе.

Ключевые слова: массовая песня, музыкальная культура России, песня «День Победы» Давида Тухманова, гимн, марш, танго

Полный текст:

PDF (English)

Литература


Bubnova I. A. The Song as a Mirror of State Morality and a Tool for Constructing the Personal Belief System. Journal of Psycholinguistics. 2020. No. 3 (45), pp. 28–40. (In Russ.) DOI: 10.30982/2077-5911-2020-45-3-28-40

Starodubtseva I. F., Khait G. A., Bashkeeva K. S. Soviet Mass Song of the 1920s–1940s in the Mirror of the Epoch. Proceedings of the Southwest State University. Series: History and Law. 2022. Vol. 12, No. 6, pp. 224–232. (In Russ.) DOI: 10.21869/2223-1501-2022-12-6-224-232

Naumenko T. I. Soviet Musicology: Pro et Contra. Work on Archival Materials from the Soviet Era. Problemy muzykal'noi nauki / Music Scholarship. 2022. No. 4, pp. 22–37. (In Russ.) DOI: 10.56620/2782-3598.2022.4.022-037

Bochkareva O. V. Reflexive-Dialogical Look at the Musical Art of the Soviet Period (1930–1950). Yaroslavl Pedagogical Bulletin. 2022. No. 1 (124), pp. 225–233. (In Russ.) DOI: 10.20323/1813-145X-2022-1-124-225-233

Dabaeva I., Manko T. Songs about War in Modern Russian Culture: Forms of Transmitting the Genre. South-Russian Musical Anthology. 2020. No. 4, pp. 19–26. (In Russ.) DOI: 10.24411/2076-4766-2020-14003




DOI: http://dx.doi.org/10.56620/2782-3598.2023.1.106-114

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.