Хоровое письмо в поздних сочинениях Янниса Ксенакиса

Alexander S. Ryzhinsky

Аннотация


Статья посвящена особенностям хорового письма сочинений выдающегося представителя послевоенного авангарда Янниса Ксенакиса (1922–2001), созданных в его последнее творческое двадцатилетие. Рассматриваются вопросы соотношения музыки и слова, использования приёмов «фонемной композиции» (Константин Флорос) в пьесах Nekuia, Serment-Orkos, Knephas, Pour la paix, Sea nymphs. Особое внимание уделяется уникальному случаю кодирования литературного текста Артюра Рембо в пьесе Pu wijnuej we fyp. Узловая в эволюции хорового письма композитора вокально-оркестровая пьеса Nekuia обозначила, наряду с античной темой, экзистенциальную проблематику, связанную с образами смерти, войны, насилия над личностью. Данная тематика становится определяющей в поздних хоровых произведениях Ксенакиса.

В рамках фактурного анализа выявляются как основные текстурные разновидности: новейшие приёмы «искусственной реверберации» (Яннис Ксенакис), элементы «диагональной фактуры» (Валентина Холопова), характерные для композиторов-романтиков виды изложения, классические приёмы сопоставления soli — tutti. Основные ресурсы тембрики включают изменения огласовки тона посредством континуального перехода от одной гласной к другой, озвученные последовательности вдохов и выдохов, противопоставление обычного и гортанного пения, glissando как в чередовании с tremolo, так и в наложении друг на друга. Вместе с тем начиная с Pour la paix возвращаются некоторые элементы раннего хорового письма Ксенакиса — «звуковые облака» (Яннис Ксенакис), образ которых создаётся ненормированным криком, комплементарной полифонической фактурой, характеризующейся тематическим и ритмическим подобием самостоятельных голосов. В совокупности всё это обусловливает яркую индивидуальность творческого метода Ксенакиса. 

Ключевые слова: современная хоровая музыка, послевоенный авангард, Яннис Ксенакис, фактура, тембрика, фонемная композиция, музыка и слово


Полный текст:

PDF (English)

Литература


Ryzhinsky A. S. Major Trends in the Development of Choral Music by the Western European Avant-Garde of the 1960s. Problemy muzykal'noi nauki / Music Scholarship. 2022. No. 4, pp. 38–52. (In Russ.) DOI: 10.56620/2782-3598.2022.4.038-052

Pereverzeva M. V., Anufrieva N. I., Kats M. L., Kazakova I. S., Umerkaeva S. S. Interdisciplinary Approach to the Mastering of the Music of the 20th Century. Journal of Advanced Research in Dynamical and Control Systems. 2020. Vol. 12, No. S3, pp. 772–778. DOI: 10.5373/JARDCS/V12SP3/20201316

Gorbunova I. B., Zalivadny M. S. The Complex Model of the Semantic Space of Music: Structure and Features. Problemy muzykal'noi nauki / Music Scholarship. 2020. No. 4, pp. 20–32. (In Russ.) DOI: 10.33779/2587-6341.2020.4.020-032

Fuksman M. A. Objects of Musical Composition and their Modifications. South-Russian Musical Anthology. 2020. No. 4, pp. 65–73. (In Russ.) DOI: 10.24411/2076-4766-2020-14008

Fartushka O. Choral Polyphony as a Methodological Problem of the Contemporary Research in Choral Singing. European Journal of Arts. 2019. No. 3, pp. 37–42. DOI: 10.29013/EJA-19-3-37-42




DOI: http://dx.doi.org/10.56620/2782-3598.2023.1.047-061

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.