Владимир Георгиевич Эренберг: судьба пересмешника

Natela I. Enukidze

Аннотация


В настоящей статье впервые в отечественной музыкальной науке представлен творческий портрет одного из театральных музыкантов Серебряного века — Владимира Георгиевича Эренберга. Почти пятнадцать лет своей творческой жизни композитор отдал службе в театрах малых форм, из которых главным был «Кривое зеркало». Наряду с Александром Кугелем и Зинаидой Холмской Эренберг стоял у истоков этого петербургского кабаре, а впоследствии (с некоторыми перерывами) исполнял в нём обязанности не только композитора, но также дирижёра и заведующего музыкальной частью. Эстетическая платформа «Зеркала» определилась не без участия Эренберга: именно после постановки его оперной пародии «Вампука, невеста африканская» театр взял курс на развенчание штампов различных театральных жанров. 

Композитор принял активное участие в так называемой антиоперной кампании, развёрнутой руководителями «Зеркала», и создал ряд пьес, имевших большой успех у современников. Среди них: «Гастроль Рычалова», «Жестокий барон», «Действо об опротестованном векселе» и другие. В поле его зрения попали также оперетта и пантомима, кантаты и романсы, симфоническая музыка («Современная симфония», «Шуметта пищеварения»). Иронический взгляд на музыкально-театральные штампы позволил Эренбергу стать едва ли не главным музыкальным пародистом своего времени. В процессе экспериментов Эренберг предвосхитил некоторые приёмы, свойственные музыке более позднего времени, в том числе элементы инструментального театра (в «мемо-мело-траги-драме» «Когда рыцари были отважны») и использование нехудожественных текстов в художественных целях («Действо об опротестованном векселе»).

Ключевые слова: Владимир Эренберг, театр миниатюр «Кривое зеркало», опера-пародия, оперетта-пародия, пантомима, Александр Кугель, Николай Евреинов


Полный текст:

PDF (English)

Литература


Arkhangelꞌskaya R. I. Inquiry into the Success of Russian Cabaret in Vienna in the 1920’s — 1930’s. Culture and Art. 2019. No. 12, pp. 28–34. (In Russ.) DOI: 10.7256/2454-0625.2019.12.31653

Arkhangelꞌskaya R. I. Russian Cabaret as a Cultural Phenomenon: a Historical Essay. Culture and Art. 2018. No. 10, pp. 16–22. (In Russ.) DOI: 10.7256/2454-0625.2018.10.27682

Enukidze N. I. “Arkhangelsky and Baliev, Baliev and Arkhangelsky”: Notes about the Music in the Cabaret Theater “Letuchaya Mysh”. Problemy muzykal'noi nauki / Music Scholarship. 2021. No. 3, pp. 28–42. (In Russ.) DOI: 10.33779/2587-6341.2021.3.028-042

Sviridovskaya N. D. N. Evreinov and Operetta: the Point of Intersection. Musicology. 2021. No. 3, pp. 38–49. (In Russ.) DOI: 10.25791/musicology.3.2021.1183

Sviridovskaya N. D. Salome Casus: Karatygin’s Music to the Evreinov’s Performance. Musicology. 2019. No. 3, pp. 33–43. (In Russ.) DOI: 10.25791/musicology.03.2019.546

Sviridovskaya N. D. Nikolay Evreinov and Opera Theater: Strokes to His Creative Biography. Music Academy. 2020. No. 1, pp. 122–139. (In Russ.) DOI: 10.34690/40




DOI: http://dx.doi.org/10.56620/2782-3598.2023.1.035-046

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.