Йозеф Гайдн и Игнац Плейель: учитель и его ученик

Dana A. Nagina

Аннотация


Статья посвящена истории взаимоотношений двух именитых австрийских композиторов — Йозефа Гайдна и его ученика Игнаца Плейеля. И хотя сегодня Плейель известен гораздо меньше своего наставника, современники воспринимали его как одного из самых значимых композиторов эпохи. Кроме того, он прославился как выдающийся музыкальный деятель, основатель нотного издательства Chez Pleyel, а также существующей по сей день фирмы по производству фортепиано. Рассматривая различные этапы творческих биографий Гайдна и Плейеля, автор уделяет особое внимание моментам их пересечений после периода обучения. Одним из таких пересечений можно считать указания в изданиях сочинений Плейеля на педагогические отношения с Гайдном. Эти пометки служили как способом выражения признательности учителю, так и рекламой, что способствовало росту интереса к воспитаннику мэтра. Поводом для взаимодействия композиторов послужило и судебное разбирательство вокруг Трио Гайдна ор. 40 (Hob. XV: 3–5), начавшееся в 1785 году и растянувшееся на несколько лет. В статье показано, как менялись оценки этой ситуации исследователями до настоящего времени. Важной вехой во взаимоотношениях композиторов стали их лондонские ангажементы в 1792 году. Стараниями пригласивших их импресарио — Иоганна Петера Саломона и Вильгельма Крамера — Гайдн и Плейель оказались против воли втянутыми в творческое соревнование. Картина знаменитого состязания воссоздана с опорой на высказывания очевидцев событий (прежде всего Гайдна, а также репортёров лондонской прессы) и актуальные музыковедческие исследования. В заключение статьи автор стремится показать, что композиторы, несмотря ни на что, сумели сохранить прекрасные отношения и оказывали поддержку друг другу. 

Ключевые слова: Йозеф Гайдн, Игнац Плейель, посвящение сочинения, Трио ор. 40, судебное разбирательство, концертная жизнь Лондона, Саломон, Крамер


Полный текст:

PDF (English)

Литература


Hensel D. Kompositionstechniken bei Alban Berg und Joseph Haydn und Methoden der musikalischen Analyse. Archiv für Musikwissenschaft. 2021. Vol. 78, Issue 3, pp. 224–249. (In Germ.) DOI: 10.25162/afmw-2021-0013

Marín M. Á. Haydn from the ‘Frontier’. Eighteenth-Century Music. 2023. Vol. 20, Issue 1, pp. 5–11. DOI: 10.1017/S1478570622000355

Asfandyarova A. I. Performance-Related Solutions of the Graphic Structures of Haydn’s Clavier Sonatas. Problemy muzykal'noi nauki / Music Scholarship. 2019. No. 4, pp. 73–81. DOI: 10.17674/1997-0854.2019.4.073-081

Asfandyarova A. I. Images of the String Quartet in the Thematicism of Haydn’s Clavier Sonatas. Problemy muzykal'noi nauki / Music Scholarship. 2018. No. 4, pp. 29–33. DOI: 10.17674/1997-0854.2018.4.029-033

Tolley Th. Haydn’s “Bloody Harmonious War”: A Pictorial Souvenir of Battles with Publishers, “Professionals,” and Pleyel in London, 1788–1792. Studia Musicologica. 2017. Vol. 58, Issue 1, pp. 15–56. DOI: 10.1556/6.2017.58.1.2

Sabirova Z. R. Modern Methods and Methodology of Historical and Biographical Research. Journal of Frontier Studies. 2022. No. 4, pp. 172–185. (In Russ.) DOI: 10.46539/jfs.v7i4.403

McVeigh S. Wilhelm Cramer, the Professional Concert, and the Foundation of the Modern Symphony Orchestra. British Music, Musicians and Institutions, c. 1630–1800: Essays in Honour of Harry Diack Johnstone. NY: Boydell & Brewer, Boydell Press, 2021, pp. 32–53. DOI: 10.1017/9781800103511.004




DOI: http://dx.doi.org/10.56620/2782-3598.2023.1.023-034

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.