Академическое музыкальное искусство в контексте академизации

Dmitri I. Varlamov

Аннотация


В статье отмечается повышение в наше время интереса к осмыслению искусствоведческих понятий «академическое искусство», «академизация» и др.: даётся несколько определений и формулируется их научная оценка. Предлагается авторская концепция академизации музыкального искусства и тесно связанного с ним образования: демонстрируются и обосновываются новые дефиниции названных понятий, намечаются методологические подходы, определяются контуры основных закономерностей (десинкретизация, унификация, естественный отбор) и тенденций (позитивных и негативных), выделяются типы (естественная и искусственная), виды (глобальная и индивидуальная), технологии (отчуждение, гравитация, социализация) академизации искусства и образования, выявляются сущность и парадигмы фольклора и академического искусства, азрабатывается модель  академизации. Также  даются определения новым понятиям: «постакадемический синдром», «десинкретизация», «отчуждение», «социализация» и др. Основные выводы исследования сосредоточены вокруг перспектив изучения процессов академизации музыкального искусства, поскольку открытые автором как позитивные, так и негативные тенденции (среди которых важнейшими являются снижение коммуникативной функции современного искусства, дедемократизация и нивелирование национальных особенностей творчества), способны существенно повлиять на его будущее, а значит, их регулирование может стать инструментом формирования этого будущего. 

Ключевые слова: академическое музыкальное искусство, академизация, постакадемический синдром

Полный текст:

PDF

Литература


Grigoriev A. F. Evolution of Bayan Performance in Historical Retrospective: from Improvisation to Academization. KANT Social Sciences & Humanities Series. 2021. No. 1, pp. 75–89. (In Russ.) DOI: 10.24923/2305-8757.2021.5.8

Johansson K., Georgii-Hemming E. Processes of Academisation in Higher Music Education: The Case of Sweden. British Journal of Music Education. 2020. Vol. 38, Issue 2, pp. 173–186. DOI: 10.1017/S0265051720000339

Dyndahl P., Karlsen S., Nielsen S. G., Skårberg O. The Academisation of Popular Music in Higher Music Education: the Case of Norway. Music Education Research. 2017. Vol. 19, No. 4, pp. 43–454. DOI: 10.1080/14613808.2016.1204280

Wang B. “Academization” of the Saxophone: Genesis, Main Milestones and Current Trends. PHILHARMONICA. International Music Journal. 2021. No. 6, pp. 39–50. (In Russ.) DOI: 10.7256/2453-613X.2021.6.35933

Varlamov D. I. The Process of Academization of the Art of Russian Folk Instrumental Music. Problemy muzykal'noj nauki / Music Scholarship. 2019. No. 2, pp. 29–37. (In Russ.) DOI: 10.17674/1997-0854.2019.2.029-037

Varlamov D. I. Academization of an Individual in Musical Education. Izv. Saratov Univ. (N. S.), Ser. Philosophy. Psychology. Pedagogy. 2020. Vol. 20, Issue 4, pp. 454–457. (In Russ.) DOI: 10.18500/1819-7671-2020-20-4-454-457




DOI: http://dx.doi.org/10.56620/2782-3598.2022.4.147-155

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.