Массовая культура эпохи метамодерна в свете философии постмодернизма
Аннотация
Массовая культура является важнейшим феноменом общества, без которого сложно представить реальность XXI века. Эпоха постмодерна повлияла на качество массовой культуры метамодерна. Для понимания её новых характеристик и форм существования важно обозначить связь с философией постмодернизма. Цель данной статьи – исследовать ризоматическую модель культуры философии постмодернизма и выявить в ней основания трансформации массовой культуры в эпоху метамодерна. Автор систематизирует оценки массовой культуры XXI века, определяет её особенности в парадигме культуры метамодерна, используя ризома-анализ в качестве научного подхода.
На основе осмысления ризоматической модели культуры в философии постмодернизма сделан вывод: сформулированные постмодернистской философией идеи децентрации, множественности, плюральности во многом объясняют новые характеристики массовой культуры. Она может рассматриваться как открытая система, обладающая креативным потенциалом самоорганизации и в различных социокультурных системах приобретающая новые свойства. Противоречивые оценки современной массовой культуры в XXI веке позволяют выявить как негативные её характеристики (развлекательный характер, коммерциализация, создание виртуальной реальности, манипуляция сознанием, угроза национальной культуре и др.), так и позитивные (демократичность, доступность, массовость и др.). Применение концепта ризомы в качестве метода помогает изучить особенности массовой культуры, раскрыть новые грани феномена эпохи метамодерна. Трансформация массовой культуры выразилась в синтезировании культуры элитарной и массовой, искусства и обыденности, реального и идеального.
Ключевые слова: массовая культура, культура повседневности, философия постмодернизма, постмодерн, метамодерн, ризома-анализ, ризоматическая модель культуры
Полный текст:
PDFЛитература
Tsareva N. A., Kuleshov V. E. Synthesis of Cultural Forms as the Key Paradigm of the Postmodern and Metamodern Eras. Problemy muzykal'noj nauki / Music Scholarship. 2022. No. 1, pp. 167–178. (In Russ.) DOI: 10.33779/2782-3598.2022.1.167-178
Petrov I. F. Mass Culture and Its Essence. Bulletin of Science and Practice. 2019. Vol. 5, No. 7, pp. 441–447. (In Russ.) DOI: 10.33619/2414-2948/44/58
Petrova S. I. Mass Culture as a Transformation Result of the Society Spiritual Sphere. Bulletin of Science and Practice. 2019. Vol. 5, No. 7, pp. 435–440. (In Russ.) DOI: 10.33619/2414-2948/44/57
Baeva L. V. The Development of E-Culture and Differentiation of the Modern Social Sciences and Humanities. Russian Journal of Philosophical Sciences. 2018. No. 6, pp. 83–99. (In Russ.) DOI: 10.30727/0235-1188-2018-6-83-99
Soldatkina Ya. V. Literature on the Internet and the Main Directions of Media Culture Development: Pre-digital Text and its Network Transformations. Science and School. 2021. No. 1, pp. 29–38. (In Russ.) DOI: 10.31862/1819-463X-2021-1-29-38
Polivina M. A., Kokuashvili N. B., Olonets S. B. Mass Culture in Modern Society and Its Impact on Youth Consciousness. Humanities, Socio-Economic and Social Sciences. 2021. No. 11 (1), pp. 80–84. (In Russ.) DOI 10.23672/u5427-9490-8224-f
Ermakova M. A. Digital Culture and New Forms of Mass Media: Features of Impact on the Audience. Cultural Heritage of Russia. 2021. No. 1, pp. 66–73. (In Russ.) DOI: 10.34685/HI.2021.32.1.009
DOI: http://dx.doi.org/10.56620/2782-3598.2022.4.136-146
Ссылки
- На текущий момент ссылки отсутствуют.

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.