Массовая культура эпохи метамодерна в свете философии постмодернизма

Nadezhda A. Tsareva

Аннотация


Массовая культура является важнейшим феноменом общества, без которого сложно представить реальность XXI века. Эпоха постмодерна повлияла на качество массовой культуры метамодерна. Для понимания её новых характеристик и форм существования важно обозначить связь с философией постмодернизма. Цель данной статьи – исследовать ризоматическую модель культуры философии постмодернизма и выявить в ней основания трансформации массовой культуры в эпоху метамодерна. Автор систематизирует оценки массовой культуры XXI века, определяет её особенности в парадигме культуры метамодерна, используя ризома-анализ в качестве научного подхода. 

На основе осмысления ризоматической модели культуры в философии постмодернизма сделан вывод: сформулированные постмодернистской философией идеи децентрации, множественности, плюральности во многом объясняют новые характеристики массовой культуры. Она может рассматриваться как открытая система, обладающая креативным потенциалом самоорганизации и в различных социокультурных системах приобретающая новые свойства. Противоречивые оценки современной массовой культуры в XXI веке позволяют выявить как негативные её характеристики (развлекательный характер, коммерциализация, создание виртуальной реальности, манипуляция сознанием, угроза национальной культуре и др.), так и позитивные (демократичность, доступность, массовость и др.). Применение концепта ризомы в качестве метода помогает изучить особенности массовой культуры, раскрыть новые грани феномена эпохи метамодерна. Трансформация массовой культуры выразилась в синтезировании культуры элитарной и массовой, искусства и обыденности, реального и идеального. 

Ключевые слова: массовая культура, культура повседневности, философия постмодернизма, постмодерн, метамодерн, ризома-анализ, ризоматическая модель культуры


Полный текст:

PDF

Литература


Tsareva N. A., Kuleshov V. E. Synthesis of Cultural Forms as the Key Paradigm of the Postmodern and Metamodern Eras. Problemy muzykal'noj nauki / Music Scholarship. 2022. No. 1, pp. 167–178. (In Russ.) DOI: 10.33779/2782-3598.2022.1.167-178

Petrov I. F. Mass Culture and Its Essence. Bulletin of Science and Practice. 2019. Vol. 5, No. 7, pp. 441–447. (In Russ.) DOI: 10.33619/2414-2948/44/58

Petrova S. I. Mass Culture as a Transformation Result of the Society Spiritual Sphere. Bulletin of Science and Practice. 2019. Vol. 5, No. 7, pp. 435–440. (In Russ.) DOI: 10.33619/2414-2948/44/57

Baeva L. V. The Development of E-Culture and Differentiation of the Modern Social Sciences and Humanities. Russian Journal of Philosophical Sciences. 2018. No. 6, pp. 83–99. (In Russ.) DOI: 10.30727/0235-1188-2018-6-83-99

Soldatkina Ya. V. Literature on the Internet and the Main Directions of Media Culture Development: Pre-digital Text and its Network Transformations. Science and School. 2021. No. 1, pp. 29–38. (In Russ.) DOI: 10.31862/1819-463X-2021-1-29-38

Polivina M. A., Kokuashvili N. B., Olonets S. B. Mass Culture in Modern Society and Its Impact on Youth Consciousness. Humanities, Socio-Economic and Social Sciences. 2021. No. 11 (1), pp. 80–84. (In Russ.) DOI 10.23672/u5427-9490-8224-f

Ermakova M. A. Digital Culture and New Forms of Mass Media: Features of Impact on the Audience. Cultural Heritage of Russia. 2021. No. 1, pp. 66–73. (In Russ.) DOI: 10.34685/HI.2021.32.1.009




DOI: http://dx.doi.org/10.56620/2782-3598.2022.4.136-146

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.