Слушатель и произведение как дуалистическая основа морфологического анализа музыки

Valery V. Glivinsky

Аннотация


В морфологическом анализе музыкальное произведение и слушатель рассматриваются как элементы коммуникативного двуединства. Каждый элемент этого двуединства может играть роль либо объекта, либо субъекта. Морфологический анализ выбирает в качестве своей главной цели звуковую конструкцию. Благодаря этому создаётся возможность более гибкого подхода к анализу музыкального текста. Морфема – один из краеугольных камней морфологического анализа – может быть определена как звуковая конструкция с типовым набором характерных черт. Другой краеугольный камень – морф – трансформирует морфему в жанрово-стилистическую «плоть и кровь» конкретного музыкального текста на основе полиморфизма. Ярким примером глубины и стремительности морфных превращений в музыке Чайковского является финал Первого фортепианного концерта. C позиций морфологического анализа музыкальное развитие во Вступлении «Весны священной» Стравинского является поэтапным приближением к существующему вовне объекту, позволяющим воспринять (разглядеть, услышать) его детали. Сам объект полиморфен, то есть изначально содержит в себе как в эмбрионе все необходимые элементы дальнейшего развития. Исходную точку Вступления – мелодию фагота в высоком регистре, сопровождаемую подголоском валторны, – можно определить как видимый вдали лес, из которого доносится звук пастушьего рожка. Десять интонационных элементов начального трёхтактового мотива балета являются основой развёртывания формы Вступления. 

Ключевые слова: творчество Чайковского, Стравинского, морфологический анализ, «Весна священная», объектно-изобразительный полиморфизм


Полный текст:

PDF (English)

Литература


Glivinsky V. V. On the Particular Commonalities of Compositional Approach in the Works of the St. Petersburg Classics. Problemy muzykal'noj nauki / Music Scholarship. 2019. No. 1, pp. 77–88. DOI: 10.17674/1997-0854.2019.1.077-088

Glivinsky V. Rethinking Stravinsky Historically and Theoretically. Scientific Herald of Tchaikovsky National Music Academy of Ukraine. 2019. Vol. 124, pp. 133–150. DOI: 10.31318/2522-4190.2019.124.165417

Glivinsky V. Rethinking Igor Stravinsky Historically and Theoretically – II. Scientific Herald of Tchaikovsky National Music Academy of Ukraine. 2020. Vol. 128, pp. 142–160. DOI: 10.31318/2522-4190.2020.128.215206

Glivinsky V. Rethinking Igor Stravinsky Historically and Theoretically – III. Scientific Herald of Tchaikovsky National Music Academy of Ukraine. 2022. Vol. 133, pp. 145–159. DOI: 10.31318/2522-4190.2022.133.257332

Belyak D. V. The Symphonic and Suite Traits in Piotr Tchaikovsky’s Piano Concerto. Problemy muzykal'noj nauki / Music Scholarship. 2021. No. 1, pp. 163–172. (In Russ.) DOI: 10.33779/2587-6341.2021.1.163-172




DOI: http://dx.doi.org/10.56620/2782-3598.2022.4.110-126

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.