Е. В. Гиппиус о проблеме документирования народной музыки

Roman F. Zelinsky

Аннотация


В статье характеризуется подход известного российского
учёного Евгения Владимировича Гиппиуса к проблеме до-
кументации народной музыки. Гиппиус дал научное обосно-
вание так называемой аналитической нотации, в которой гра-
фика расположения нотных строк отражает композиционные
особенности музыкального материала. На эталонную высоту
возведена документация музыкальных текстов в ряде сбор-
ников по песенному наследию русского, осетинского, мор-
довского, карельского и финского народов, где Е. В. Гиппиус
выступил редактором. Статья основана на личных впечатле-
ниях и личном опыте общения автора с учёным. Он явился
свидетелем серьёзного отношения Е. В. Гиппиуса к иден-
тификации всех деталей, касающихся паспортных данных
народных исполнителей, их этнической принадлежности,
репертуара, диалекта, исполнительского стиля и других во-
просов. Глубоко разбираясь в славянской, тюркской, финно-
угорской, алтайской, самодийской, палеазиатской и других
музыкальных культурах, Гиппиус точно определял их жанро-
вую специфику, чтобы дать выход и на научные обобщения,
а также на практические рекомендации сценического показа
подлинной этнической музыкальной традиции. Своё мнение
учёный высказал по поводу транскрипции мелодий башкир-
ского стиля озон-кюй. Он считал, что не следует метризовать
мелодию при отсутствии данного параметра в этой области
башкирской традиционнй культуры.

Ключевые слова: Евгений Гиппиус, музыкальный фоль-
клор, транскрипция башкирского озон-кюя


Полный текст:

PDF

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.