Старинная итальянская опера в лабиринтах Постмодерна

Pavel V. Lutsker, Irina P. Susidko

Аннотация


В статье рассмотрены некоторые острые проблемы существования старинной итальянской оперы в современной культуре. Долгое время она воспринималась и учёными, и исполнителями как жанр, вызывающий только исторический интерес. Положение начало меняться в 1970-е годы, когда серия факсимиле, подготовленных к печати в издательстве «Гарланд», открыла ряд публикаций оперных партитур и либретто. За прошедшие 50 лет в научном освоении старинных итальянских опер обозначились три тенденции. Первая – деконструкциясложившихся и во многом ошибочных стереотипов, вторая – реконструкция, заполнение лакун в знании (создание энциклопедий, каталогов, трудов по истории оперы, монографий о композиторах), третья – интерпретациямузыкально-театрального наследия XVII–XVIII веков в стилевом и социально-культурном контекстах.

Особое место занимает в данной связи проблема исполнительской интерпретации. Эпоха постмодерна превратила старинную оперу из антикварного раритета в актуальное музыкально-театральное явление. Одновременно открылся простор для режиссёрских экспериментов, призванных спроецировать этот жанр на актуальные сегодняшние проблемы, приблизив к восприятию массы слушателей – всех и каждого. Сюжеты мифологические и легендарно-исторические, условные комедийно-фарсовые, отсылающие к древнейшим образцам, легко адаптируются к реалиям современного театра: одну условность сменила другая, парики и камзолы на певцах XVIII века – армейский камуфляж. Большинство таких постановок интерпретирует не столько старую оперу как таковую, сколько нас самих, выводит на сцену наши собственные экзистенциальные страхи и амбиции, играет на политических симпатиях и антипатиях. Существует и противоположный полюс. Он обозначен манерой пения и инструментальной игры, приближенной к нормам трёх-четырёхвековой давности, то есть исторической исполнительской практикой (historic performance practice), которая в наших условиях воспринимается как изысканная, рассчитанная на утончённый вкус не массового, но элитарного и в этом смысле «аристократичного» слушателя. Во многих случаях возникает парадоксальное по своей сути сочетание, мало чем оправданная двойственность. Интерпретация художественной сути старинной итальянской оперы становится остро актуальной как путь к обретению этим искусством утраченной художественной цельности.

Ключевые слова: итальянская опера XVII–XVIII веков, музыкальный театр, этапы изучения старинной оперы, режиссёрская интерпретация ранней оперы на современной сцене


Полный текст:

PDF (English)

Литература


D’Orazio D. Italian-Style Opera Houses: A Historical Review. Applied Sciences. 2020.

Vol. 10, Issue 13, p. 4613. DOI: 10.3390/app10134613

Brandenburg D. Der Briefwechsel von Franz und Marianne Pirker: Künstlerleben und -alltag im Opernbetrieb des 18. Jahrhunderts. Die Musikforschung. 2021. No. 1, pp. 14–25. DOI: 10.52412/mf.2021.H1.2991

Lutsker P. V., Susidko I. P. Strophic and Sonata Form in the Italian Opera Aria of the 1720s and the 1730s. Problemy muzykal'noj nauki / Music Scholarship. 2021. No. 4, pp. 63–75. DOI: 10.33779/2782-3598.2021.4.063-075

Camp G. Staging Liquid Modern Communities in Monteverdi’s Orfeo. Сontinental Thought & Theory: a Journal of Intellectual Freedom. 2021. Vol. 3, Issue 3: Thinking Music: Praxis and Aesthetic, pp. 85–106. DOI: 10.26021/12228




DOI: http://dx.doi.org/10.56620/2782-3598.2022.4.087-095

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.