О гармонии Клода Дебюсси. Некоторые аспекты тональности

Vitaly V. Aleev

Аннотация


Статья посвящена некоторым чертам гармонии Клода Дебюсси. В фокусе внимания – категории тональности и функциональности как важнейшие носители гармонического стиля композитора. Тональность рассматривается, с одной стороны, в опоре на традиции, воплощающие позднеромантические тенденции расширенной тональности, с другой – с учётом индивидуально-авторских решений, представленных в различных сочинениях. Последние выразились в тесном сочетании тональных «состояний», применении принципа «режиссирующей» тональности, введении элементов хроматической тональности. 

Внимание уделено особым гармоническим приёмам Дебюсси, ставшим для его творчества конструктивными, – «автономного» взаимодействия двух различных септаккордов, имеющих разновекторную тонально-функциональную направленность, а также «гармонического монтажа». В статье делается вывод о том, что гармоническая система Дебюсси складывается из синтеза множества частных её проявлений, которые в ряде случаев позволяют по-новому рассмотреть её важнейшие специфические особенности.

Ключевые слова: гармония Дебюсси, «состояния тональности», «режиссирующая» тональность, тональности «второго плана», колористические функции, разновекторная функциональность, принцип «гармонического монтажа», ритм гармонических смен

Полный текст:

PDF

Литература


Blättler D. A Voicing-Based Model for Additive Harmony. Music Theory Online. 2017. Vol. 23, No. 3. DOI: 10.30535/mto.23.3.1

Johnson T. Tonality as Topic: Opening A World of Analysis for Early Twentieth-Century Modernist Music. Music Theory Online. 2017. Vol. 23, No. 4. DOI: 10.30535/mto.23.4.7

Trembovelsky E. B. “And a Droplet Reflects the World.” Imaginary Discord in Modal Theory, and Modal Development in Small Form and Fragments. Music Academy. 2020. No. 3, pp. 52–73. (In Russ.) DOI: 10.34690/85

Hakobian (Akopyan) L. O. Remplissage as an Issue for Music Theory. Part 2. Actual Problems of Higher Musical Education. 2019. No. 2, pp. 10–17. (In Russ.) DOI: 10.26086/NK.2019.52.2.003

Denisova Z. M. Installation and Avant-Garde Trends in Foreign Music of the Early XX Century. Journal of Musical Science. 2022. Vol. 10, No. 1, pp. 49–57. (In Russ.) DOI: 10.24412/2308-1031-2022-1-49-57




DOI: http://dx.doi.org/10.56620/2782-3598.2022.4.066-075

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.