Основные тенденции развития хоровой музыки западноевропейского авангарда в 1960-е годы

Alexander S. Ryzhinsky

Аннотация


В статье содержатся сведения об основных направлениях развития хоровой музыки композиторов западноевропейского авангарда в 1960-е годы. Обращение к хоровой музыке этого десятилетия связано со значительным числом новаций, получивших распространение в творчестве Карлхайнца Штокхаузена, Луиджи Ноно, Маурисио Кагеля, Дьёрдя Лигети и ряда других композиторов, связанных с Летними курсами новой музыки в Дармштадте. Своей целью автор ставит не только обобщение информации о векторах эволюции хорового письма, но и иллюстрацию связи между экспериментами 1960-х годов и конкретными решениями хоровой композиции в последующие десятилетия. Для этого рассматриваются словесная основа хоровых сочинений, явление фонемной композиции и расширение приёмов вокальной артикуляции – что явилось важным ресурсом развития возможностей хоровой тембрики, – а также новые фактурные решения. Автор приходит к выводу, что в 1960-х годах композиторы отказываются от традиционного «положения на музыку» литературного источника. Вместо этого они сочетают в одновременности различные вербальные ряды или «спрессовывают» фрагменты нескольких исходных текстов. Мощным источником для выявления ресурсов традиционной вокализации и речевого интонирования явилось многообразное использование Sprechgesang. Многогранные аспекты в соотношении музыки и слова, включение принципов фонемной композиции, развитие речевых приёмов повлияли и на фактурную организацию хоровых сочинений. В их высокой фактурно-тембровой мобильности вокальных линий автором был выявлен динамический эффект стереомонодии. Отмеченные новации хорового искусства 1960-х позволяют рассматривать это десятилетие как центр успешных решений многообразных художественных и технических задач, способствовавших превращению хорового искусства в один из наиболее динамичных жанров последних десятилетий XX – начала XXI веков.

Ключевые слова: современная хоровая музыка, послевоенный авангард, хоровая фактура, тембрика, музыка и слово, фонемная композиция, микрополифония, стереофония

Полный текст:

PDF

Литература


Batovska O., Grebeniuk N., Savelieva H. Italian Vocal and Choral Music of the Twentieth Century as a Phenomenon of Artistic Traditions. Journal of History Culture and Art Research. 2020. Vol. 9, No. 4, pp. 205–216. DOI: 10.7596/taksad.v9i4.2865

Ryzhinsky A. S. Karlheinz Stockhausen’s Choral Writing in his Heptalogy Licht. Problemy muzykal'noj nauki / Music Scholarship. 2020. No. 2, pp. 84–97. (In Russ.) DOI: 10.33779/2587-6341.2020.2.084-097

Ryzhinsky A. S. Timbral Innovations in Heinz Holliger’s Choral Music: from Dona nobis pacem to Die Jahreszeiten. Problemy muzykal'noj nauki / Music Scholarship. 2022. No. 3, pp. 45–58. (In Russ.) DOI: 10.56620/2782-3598.2022.3.045-058

Fartushka O. Choral Polyphony as a Methodological Problem of the Contemporary Research in Choral Singing. European Journal of Arts. 2019. No. 3, pp. 37–42. DOI: 10.29013/EJA-19-3-37-42

Ivanova E. V. Polyphony in the Requiem of the Twentieth Century: Metamorphoses of Tradition. Naukosfera. 2022. No. 3–2, pp. 15–22. (In Russ.) DOI: 10.5281/zenodo.6417499




DOI: http://dx.doi.org/10.56620/2782-3598.2022.4.038-052

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.