Музыка в кинематографе (к вопросу о внутренней форме кинотекста в аспекте эмотивности)

Polina S. Volkova

Аннотация


Статья посвящена исследованию музыкальной составляющей российского кинематографа и её роли в актуализации внутренней формы кинотекста, сопряжённой с категорией эмотивности. Позиционируя кинотекст на уровне художественной целостности, автор статьи останавливается на режиссёрских работах А. Лапшина («Диалог с продолжением») и К. Муратовой («Офелия»). Обращаясь к отмеченному эмотивным значением музыкальному ряду, представленному творениями И. С. Баха – Ш. Гуно (Ave Maria) и В. Агапкина (марш «Прощание славянки»), автор констатирует следующее. Попадая в контекст синтетического художественного целого, произведения И. С. Баха – Ш. Гуно и В. Агапкина обретают статус эмотивного потенциала семантики кинотекста, обеспечивая выход на внутреннюю форму обозначенных режиссёрских работ. Общность, обусловливающая возможность рассматривать эмотивный потенциал невербального (музыкального) дискурса, выступающего неотъемлемой составляющей синтетического художественного целого – коррелятом внутренней формы кинотекста, определяется, с одной стороны, диалектикой части и целого. С другой стороны, в обоих случаях речь идёт об эмоционально-волевом мышлении как конкретном поступке мысли, противостоящем мышлению абстрактному. Имеется в виду опыт мыследеятельности, вне которого внутренняя форма не может обрести своей внешней формы, равно как и эмотивный потенциал невербального дискурса никогда не будет актуализирован/вербализован. Точкой отсчёта в изучении внутренней формы кинотекста в аспекте эмотивности, реализуемой в области невербального художественного дискурса, послужили концепции эмотивности отечественных и зарубежных исследователей: концепция музыкальных эмоций В. Холоповой (Москва, Россия), музыкальной эмотиологии У Лиян (Лоян, Китай), а также школа эмотивности Е. Приходовской (Томск, Россия). Перспективность интеграции лингвистики и музыкознания автор статьи видит в возможности создавать прецеденты для работы с такими формами, которые, не будучи готовыми, требуют от языковой личности, вступающей в пространство художественной коммуникации, деятельного участия.

Ключевые слова: эмотивный потенциал, внутренняя форма слова, личностный смысл, синтетический текст, художественный фильм, невербальный художественный дискурс 


Полный текст:

PDF

Литература


Shakhovsky V. I., Volkova P. S. Language as a System: Meaning and Sense. Linguistics & Polyglot Studies. 2020. Vol. 23, No. 3, pp. 48–62. (In Russ.) DOI: 10.24833/2410-2423-2020-3-23-48-62

Gorkunova E. R. Judgment of the Art Plan of Work in the Course of Its Individual Analysis. Musical Almanac of Tomsk State University. 2018. No. 5, pp. 71–76. (In Russ.) DOI: 10.17223/26188929/5/6

Klimenko V. V., Prikhodovskaya E. A. Emotivity in the Formation of Vocal Text: from Occurrence to Perception. Journal of Musical Science. 2022. Vol. 10, No. 1, pp. 133–146. (In Russ.) DOI: 10.24412/2308-1031-2022-1-133-146

Prikhodovskaya E. A. The Emotivny Plan is a Primary Plot of the Monoopera. Tomsk State University Journal of Cultural Studies and Art History. 2017. No. 26, pp. 111–125. (In Russ.) DOI: 10.17223/22220836/26/12

Prikhodovskaya E. A. The Role of Emotiveness in the Performance of a Musical Work. Journal of Musical Science. Vol. 9, No. 4, pp. 137–143. (In Russ.) DOI: 10.24412/2308-1031-2021-4-137-143

Prikhodovskaya E. A., Okisheva A. A. Phonetic Construction and Subject-Logical Meaning of a Word in a Vocal Work. Journal of Musical Science. 2020. Vol. 8, No. 2, pp. 102–106. (In Russ.) DOI: 10.24411/2308-1031-2020-10028

Volkova P. S., Wu Liyang, Wu Xiangze. Musical Communication in the Aspect of the Rhetoric Canon. Problemy muzykal'noj nauki / Music Scholarship. 2022. No. 2, pp. 146–158. DOI: 10.33779/2782-3598.2022.2.146-158




DOI: http://dx.doi.org/10.56620/2782-3598.2022.3.171-183

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.