«Молоток без мастера» Пьера Булеза как система циклов

Natalia P. Khilko

Аннотация


В статье представлены результаты исследования циклической организации Le Marteau sans maître Пьера Булеза в аспекте сочетания принципов линейной и нелинейной организации. Композитор создал композицию вероятностного типа, в которой сосуществуют рассредоточенные и локализованные субциклы. Их ядром становятся вокальные части, в которых интерпретируются стихотворения Рене Шара. Число композиционных единиц в этих структурно-тематических группах совпадает с количественным показателем сегментов основной серии сочинения. Встраивание однородных по содержанию субциклов в линейный ряд аналогично процедуре интерполяции. В рассредоточенных субциклах титульное стихотворение Шара обусловливает систему выразительных средств, которая с разной степенью полноты, но всегда в узнаваемом виде воспроизводится во всех частях. В локализованных структурно-тематических группах целостность формируется в процессе установления содержательных подобий и общих элементов музыкальной выразительности в частях, принадлежащих разным субциклам. Здесь вокальная часть становится «точкой схода», в которой выявляются совпадения и активизируются дополнительные смысловые обертоны стихотворения. В Le Marteau sans maître Булез продемонстрировал возможности композиционной вариантности в условиях созданной им системы циклов, предполагающей одновременное действие линейной и нелинейной организации с разными типами связи.

Ключевые слова: Рене Шар, Пьер Булез, «Молоток без мастера», цикл, субцикл, система циклов, тембр, фактура, когезия, адгезия


Полный текст:

PDF

Литература


Khilko N. P. Interpretation of René Char’s Poetry in Pierre Boulez’s “Le Marteau sans maître”. Problemy muzykal'noj nauki / Music Scholarship. 2020. No. 1, pp. 29–42. (In Russ.) DOI: 10.33779/2587-6341.2020.1.029-042

Salem J. Boulez’s Künstlerroman: Using Blocs Sonores to Overcome Anxieties and Influence in Le Marteau sans maître. Journal of the American Musicological Society. Spring 2018. Vol. 71, No. 1, pp. 109–154. DOI: 10.1525/Jams.2018.71.1.109

Edwards A. Éclat/Multiples et le problème de la forme musicale dans les œuvres sérielles de Pierre Boulez. Pierre Boulez. Techniques d’écriture et enjeux esthétiques. J.-L. Leleu et P. Decroupet (dir.): Essais sur les œuvres ons Contrechamps Collection: Essais sur les œuvres Lieu d’édition: Genève Année d’édition: 2006, pp. 159–175. DOI: 10.4000/books.contrechamps.979

Tissier B. “A garland on Pierre Boulez”. Quelques considérations sur Pour le Dr. Kalmus (1969/2005). Intersections. Canadian Journal of Music. Revue canadienne de musique. 2014. Vol. 34, No. 1–2, pp. 153–179. DOI: 10.7202/1030874ar

Kiseyeva E. V. Certain Dramaturgical and Compositional Peculiarities of the Early Operas of Philip Glass. Problemy muzykal'noj nauki / Music Scholarship. 2018. No. 3, pp. 58–64. (In Russ.) DOI: 10.17674/1997-0854.2018.3.058-064

Kiseyeva E. V., Kiseyev V. Yu. The Specificity of Work with Texts in Tan Dun’s Early Operas by Concerning the Issue of Reviving the Opera Genre in Works of American Composers at the Turn of the 20th and 21st Century. Problemy muzykal'noj nauki / Music Scholarship. 2019. No. 4, pp. 111–119. (In Russ.) DOI: 10.17674/1997-0854.2019.4.111–119




DOI: http://dx.doi.org/10.56620/2782-3598.2022.3.155-170

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.