Принцип замкнутого становления музыкальной формы: функциональный и семантический аспекты

Natalia V. Devutskaya

Аннотация


В творческом процессе задачу созидания художественно цельной и законченной формы изначально ставит, а затем решает её автор. Произведение предстаёт как результат принятых решений, последствия которых побуждают интерпретировать их роль и значение. Пребывание в широком поле композиционных возможностей подталкивает аналитика к поиску критериев их упорядочивания. В настоящем исследовании данная функция поручена двум универсальным по своей природе принципам, сформулированным в отечественном музыкознании О. Соколовым, – поступательному развитию и замкнутому становлению. Останавливаясь на втором из них, автор работы рассматривает его проявление в различных жанрах – от миниатюры до циклической формы. На примере произведений М. Мусоргского, К. Дебюсси, А. Веберна, С. Прокофьева и ограничивающих временны́е рамки Второй прелюдии Ф. Шопена op. 28 (1831) и Струнного квартета № 7 Д. Шостаковича (1960) показаны оригинальные варианты претворения феномена замкнутости, способные расширить представление о его функционально-семантическом потенциале. 

Избранный ракурс исследования апеллирует не только к терминологии О. Соколова, вынесенной в название статьи, но и созвучен методологии учёного, распространяющего законы музыкальной формы на литературное письмо. Данное обстоятельство позволяет обратиться к словесным источникам – роману Т. Манна «Волшебная гора», повести А. Чехова «Чёрный монах», «Сказке о царе Салтане» А. Пушкина. 

В ходе изучения механизмов замкнутого становления обнаруживается их зависимость от уровня сложности формы и жанрово-стилевых особенностей композиции. В миниатюрах действие принципа реализуется посредством интонационной эволюции на внутритематическом уровне; замкнутость крупных форм становится результатом особой стратегии сопоставления тем. Зачастую оба процесса предопределены драматургически, что неизбежно вовлекает в аналитику не только функциональные, но и семантические ориентиры. 

Ключевые слова: замкнутое становление, сверхпринцип, Т. Манн, Ф. Шопен, А. Веберн, С. Прокофьев, Д. Шостакович, «Чёрный монах», «Полководец», «Шаги на снегу», «Сказка о царе Салтане»


Полный текст:

PDF

Литература


Shaymukhametova L. N. The Migrating Intonational Formula as a Phenomenon of Musical Thinking. Problemy muzykal'noj nauki / Music Scholarship. 2017. No. 1, pp. 61–73. DOI: 10.17674/1997-0854.2017.1.061-073

Loseva O. V. False Recapitulation: Considerations Regarding the History of the Term and the Method. The Journal of Russian Society for Theory of Music. 2020. No. 2, pp. 1–12. (In Russ.) DOI: 10.26176/otmroo.2020.30.2.001

Devutskaya N. V. Archetype as the Basic of Figurative and Compositional Kinship of F. Liszt’s Sonata h moll and Second Ballad. Khudozhestvennoe obrazovanie i nauka [Art Education and Science]. 2019. No. 3, pp. 43–55. (In Russ.) DOI: 10.34684/hon.201903005

Chigareva E. I. On the Musicality of Fiction (the Case of Nikolay Leskov’s Story “Islanders”). Music Academy. 2021. No. 2, pp. 190–197. (In Russ.) DOI: 10.34690/158

Lyakhovich A. V. Prokofiev and Fairy Tale. Music Academy. 2022. No. 1, pp. 96–105. (In Russ.) DOI: 10.34690/221




DOI: http://dx.doi.org/10.56620/2782-3598.2022.3.133-154

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.