Тембровые новации в хоровых сочинениях Хайнца Холлигера: от Dona nobis pacem к Die Jahreszeiten

Alexander S. Ryzhinsky

Аннотация


Статья посвящена трём наиболее известным хоровым сочинениям выдающегося современного швейцарского композитора Хайнца Холлигера (Heinz Holliger, род. 1939), созданным в течение десяти лет – с 1969 по 1979 год. Отталкиваясь от экспериментов в области вокальной артикуляции представителей послевоенного авангарда, Холлигер смог существенно обогатить тембровую сторону вокальной композиции внедрением новых приёмов исполнительства. Среди них: пение на вдохе, пение с пустыми лёгкими, озвученный выдох и др. Предпринимаемая автором статьи систематизация приёмов хорового исполнительства в сочинениях Холлигера преследует своей целью выявление преемственности между произведениями Холлигера и хоровым творчеством его старших коллег. Если Dona nobis pacem демонстрирует развитие приёмов фонемной композиции Маурисио Кагеля, Лючано Берио и Дьёрдя Лигети, то уже в «Псалме» и в цикле Die Jahreszeiten Холлигер генерирует новые приёмы вокальной артикуляции, в дальнейшем нашедшие отражение в творчестве не только младших, но и старших его современников.

Основной акцент в статье сделан на изучении цикла Die Jahreszeiten – самого масштабного хорового сочинения Холлигера. Анализируя тембровое и фактурное устройство пьес, автор приходит к выводу о желании музыканта через композиционно-технические ресурсы приблизиться к отражению автоматизированного «безличного» письма Скарданелли (псевдоним Гёльдерлина в поздний период творчества), страдающего душевной болезнью. Явления незвучащего слова, фрагментированного изложения приближают ряд пьес цикла Холлигера к тождественным открытиям Луиджи Ноно. Это относится к сочинениям 1950–1960-х годов итальянского композитора, а также к поздним произведениям, написанным под впечатлением от поэтических творений Гёльдерлина-Скарданелли. Таким образом, изучение сочинений Холлигера позволяет рассматривать хоровое творчество швейцарского мастера не только как органичное продолжение экспериментов его старших коллег, но и как подлинную кульминацию в развитии западноевропейского хорового письма 1970-х годов, проявившуюся в максимальном обогащении тембровой стороны современной хоровой композиции.

Ключевые слова: послевоенный авангард, хоровая фактура, вокальная тембрика, Холлигер, Скарданелли, Гёльдерлин, Кагель, Лигети, Берио


Полный текст:

Без имени PDF

Литература


Petruseva N. A. Pierre Boulez and Heinz Holliger: on the Problem of a Transformation of Musical Language. Philarmonica. International Music Journal. 2020. No. 4, pp. 27–37. (In Russ.) DOI: 10.7256/2453-613X.2020.4.32872

Brotbeck R. Töne und Schälle. Robert Walser-Vertonungen 1912 bis 2021. Paderborn: Brill Fink, 2022. DOI: 10.30965/978-3-8467-6686-6

Chung Eun Kim. Silence in the Music of John Cage, Toru Takemitsu and Salvatore Sciarrino: Abstract of the Dissertation. New Brunswick: Rutgers University; School of Graduate Studies, 2018. DOI: 10.7282/T3BV7KT8

Fartushka O. Choral Polyphony as a Methodological Problem of the Contemporary Research in Choral Singing. European Journal of Arts. 2019. No. 3, pp. 37–42. DOI: 10.29013/EJA-19-3-37-42

Batovska O., Grebeniuk N., Savelieva H. Italian Vocal and Choral Music of the Twentieth Century as a Phenomenon of Artistic Traditions. Journal of History Culture and Art Research. 2020. Vol. 9, No. 4, pp. 205–216. DOI: 10.7596/taksad.v9i4.2865




DOI: http://dx.doi.org/10.56620/2782-3598.2022.3.045-058

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.