Нетленный Иоганн Себастьян: Sapiens

Alexander I. Demchenko

Аннотация


В художественном наследии И. С. Баха совершенно особое место занимает то, что связано с понятием sapiens, определяя этим сферу медитативности в её чрезвычайно широком диапазоне: от непритязательных страниц светлого раздумья до глубинно философских откровений. В статье рассматривается самый объёмный спектр граней истолкования этой образной системы по линии усиления напряжённости соответствующих состояний и их насыщения проблемностью. Здесь и настроения пасторальной созерцательности, и рефлексии, выдержанные в характере сумрачной элегии, и скорбные ламентации, пронизанные ощущением безнадёжности жизненного пути, что не раз приближало медитативную музыку Баха к грани трагических констатаций. Высшей драгоценностью наделена философская лирика композитора, передающая высоты мыслящего духа, верх самоуглублённости, максимальное напряжение интеллектуального процесса, погружение в раздумья о самом важном в существовании человека, то есть всё то, что суммирует в себе понятие homo sapiens в его сокровенном значении. Следовательно, в исторической перспективе Иоганн Себастьян предстал в музыкальном искусстве своего времени подлинным художником-мыслителем, а уровень достигнутого им в данном отношении навсегда остался эталоном.

Ключевые слова: творчество И. С. Баха, Бах как мыслитель, медитативность, философская лирика

Полный текст:

PDF

Литература


Mitrofanova A. A. Leibnits and Bach: Universality of Thinking in Understanding the Idea of Absolute. Journal of Musical Science. 2019. No. 4, pp. 5–13. (In Russ.). DOI: 10.24411/2308-1031-2019-10021

Medňanský K. Period Influence on the Work of Johann Sebastian Bach. Review of Artistic Education. April 2020. No. 19(1), pp. 1–9. DOI: 10.2478/rae-2020-0001

Svarovskaya V. A. “Well-Tempered Clavier” by J. S. Bach: Semantic Foundations of the Unity. Musical Almanac of Tomsk State University. 2021. No. 11, pp. 51–62. (In Russ.) DOI: 10.17223/26188929/11/8

Prodma T. F. Johann Sebastian Bach. Toccata and Fugue d moll “Dorian” for Organ BWV 538 as a Subject of Musical and Theoretical Analysis. Musical Art and Education. 2021. Vol. 9, No. 4, pp. 103–116. (In Russ.) DOI: 10.31862/2309-1428-2021-9-4-103-116

Fang A., Liu A., Seetharaman P., Pardo B. Bach or Mock? A Grading Function for Chorales in the Style of J. S. Bach. Machine Learning for Media Discovery (ML4MD) Workshop at ICML. 17 Jul 2020. DOI: 10.48550/arXiv.2006.13329




DOI: http://dx.doi.org/10.56620/2782-3598.2022.3.017-028

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.