Золотая секвенция: история и предыстория термина на страницах российских музыкальных руководств

Inga A. Presnyakova

Аннотация


Золотая секвенция является одним из самых распространённых в истории музыки гармонических приёмов. Её рождение приходится на эпоху барокко, закрепившись в музыкальном языке которой в качестве стабильного гармонического элемента, она впоследствии становится «эвергрином», образцы которого можно обнаружить в произведениях разных эпох, стилей, жанров и социокультурных пластов. В статье рассматривается двухсотлетняя история отображения золотой секвенции как термина и гармонического приёма на страницах отечественных музыкальных руководств, где она появилась не только задолго до обретения ею «имени собственного», но и заметно раньше появления академического термина «секвенция». Автор диахронически рассматривает понятийно-терминологический аспект, при этом реконструкция хода теоретического осмысления названного музыкального явления позволяет установить его ключевые точки. Русскоязычная презентация золотой секвенции состоялась в первом переводном руководстве – «Клавикордной школе» Г. С. Лёлейна (1773–1774) в виде генерал-басовой цифровки и её краткого описания. В дальнейшем к характеристике золотой секвенции добавлялись новые позиции: обозначение выразительных возможностей, технические детали голосоведения в гармонической практике, функциональная и линеарная трактовка. В статье приводится информация об авторстве термина «золотая секвенция», принадлежащем В. Беркову. Первая его фиксация состоялась на страницах специального курса «Гармонии» в 1966 году. Обращение к истории терминологии представляется актуальным вектором одного из магистральных направлений современного отечественного музыкознания, связанного с осмыслением процессов становления языка музыкальной науки, её понятийно-терминологического аппарата.

Ключевые слова: золотая секвенция, Виктор Берков, история русскоязычной музыкальной терминологии, история гармонии



Полный текст:

PDF

Литература


Guryeva N. V., Tyurina O. V. Old Russian Singing Terminology in the Special Course “History of Russian Music of the 11th–18th Centuries” at Moscow State Tchaikovsky Conservatory. The Journal of Russian Society for Theory of Music. 2021. No. 1 (33), pp. 9–22. (In Russ.) DOI: 10.26176/otmroo.2021.33.1.002

Grigoryeva G. V. Metaphorical Terminology in the Russian Methodology of Holistic Analysis. The Journal of Russian Society for Theory of Music. 2021. No. 1 (33), pp. 1–6. (In Russ.) DOI: 10.26176/otmroo.2020.31.3.001

Chigareva E. I. Homonymous Terms in Musical and Philological Studies. The Journal of Russian Society for Theory of Music. 2020. No. 1 (29), pp. 36–43. (In Russ.) DOI: 10.26176/otmroo.2020.29.1.003

Loseva O. V. False Recapitulation: Considerations Regarding the History of the Term and the Method. The Journal of Russian Society for Theory of Music. 2020. No. 2 (30), pp. 1–12. (In Russ.) DOI: 10.26176/otmroo.2020.30.2.001

Moskvina Yu. V. A Term imitatio in Authentical and Modern Terminology. The Journal of Russian Society for Theory of Music. 2020. No. 2 (30), pp. 22–30. (In Russ.) DOI: 10.26176/otmroo.2020.30.2.003

Presnyakova I. A. German Music Manuals in 18th Century Russian Translations: about the Attributes of the Primary Texts. Problemy muzykal'noj nauki / Music Scholarship. 2021. No. 4, pp. 123–133. (In Russ.) DOI: 10.33779/2782-3598.2022.1.123-133

Kyuregyan T. S. Anton Arensky – Educator and Master of Musical Form. Vestnik of Saint Petersburg University. Arts. 2018. Vol. 8, Issue. 3, pp. 356–80. (In Russ.) DOI: 10.21638/11701/spbu15.2018.302




DOI: http://dx.doi.org/10.56620/2782-3598.2022.3.007-016

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.