Малый полифонический цикл в творчестве Пауля Наторпа

Polina S. Volkova, Shaoying Guo, Zehuan Huang

Аннотация


В статье рассматривается музыкальное наследие немецкого композитора
Пауля Герхарда Наторпа (1854–1924), который в большей степени получил мировое
признание как философ-неокантианец. Отмечается, что в отличие от других известных
истории философов-композиторов, к которым относятся Ж.-Ж. Руссо и Ф. Ницше, имя
Наторпа-композитора остаётся не известным ни философам, ни музыкантам. В числе
кумиров мыслителя – Платон, чьё отношение к музыке Наторп пронёс через всю свою
жизнь. Рассматривая музыку в качестве закона мироздания, Наторп положил принцип
гармонии в основание не только собственной жизнедеятельности, но и философских
штудий и педагогических новаций. В статье приводится искусствоведческий анализ
малого полифонического цикла в творчестве философов-композиторов на примере «Трёх
прелюдий и фуг для фортепиано» Пауля Наторпа, которые возрождают барочную традицию
импровизации. Фортепианные произведения Наторпа соответствуют веяниям его эпохи,
которая обнаруживает неуклонное стремление к обретению гармонии, равновесия, ясности
в условиях разрушающихся тонально-гармонических связей и свободных композиционных
форм. Искусству прошлого в его сочинениях отводится особое место как важного
объединяющего и стабилизирующего компонента творчества.

Ключевые слова: Пауль Наторп, малый полифонический цикл, прелюдия, фуга


Полный текст:

PDF (English)


DOI: http://dx.doi.org/10.33779/2782-3598.2022.2.094-103

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.